Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
21.08.2008
Шекспира воспел дирижер
На Зальцбургском фестивале показали оперу Шарля Гуно "Ромео и Джульетта"На Зальцбургском фестивале показали оперу Шарля Гуно "Ромео и Джульетта".
 
 
В программе нынешнего лета опера "Ромео и Джульетта" Шарля Гуно претендовала на главное место: проект был рассчитан на дуэт Анны Нетребко и Роландо Вильясона. Если бы Нетребко не отказалась от участия из-за беременности, спектакль как минимум стал бы главной премьерой Зальцбурга-2008, как максимум - вошел бы в историю наподобие вердиевской "Травиаты" 2005 года с Анной Нетребко в роли Виолетты Валери. Но в сложившихся обстоятельствах опера предстала такой, что впору задуматься, нужна ли была вообще эта постановка главному оперному фестивалю мира.
 

 

Фестивальному девизу этого года "Сильна, как смерть, любовь", позаимствованному из "Песни песней", опера "Ромео и Джульетта" соответствует идеально. Как, впрочем, 90% всех на свете опер, тем более опер на шекспировские сюжеты, в числе которых и уже показанная в Зальцбурге опера Верди "Отелло" (см. "Газету" от 19 августа).

 

Случайно или нет, но две эти шекспировские постановки ознаменовали тенденцию Зальцбургского фестиваля, которую можно было бы назвать "унылый традиционализм". Формулировка почти крамольная, если адресовать ее нынешнему интенданту Юргену Флимму, чьи собственные постановки на особом счету у любителей театрального радикализма.

 

Готовясь занять главную должность в Зальцбурге, Флимм активно критиковал своего предшественника Петера Ружичку за отсутствие идей и подобострастное отношение к звездам. Несмотря на это, несколько ярких спектаклей родились тут именно во времена правления Ружички - та же "Травиата" 2005 года. Ну а об эпохе правления провокатора и авангардиста Жерара Мортье в нынешней ситуации даже думать нескромно: в те 10 лет, что он был интендантом фестиваля, Зальцбург диктовал оперную моду всей Европе.

 

Случай "Ромео и Джульетты" в постановке Бартлетта Шера, режиссера с богатым драмтеатральным, но не оперным опытом, от амбициозности какого бы то ни было толка далек: такой спектакль мог появиться и 20, и 30 лет назад. Главной его чертой можно признать добротность: великолепно одетый хор выходит на сцену, когда публика еще ищет свои места, действие время от времени со сцены переносится в зал. Нехитрые эти приемы рассчитаны на то, чтобы завладеть вниманием зрителей. Но каким зрителям адресует свою постановку режиссер?

 

"В капиталистическом обществе, движимом страхом, не осталось почти ничего, что прежде сообщало смысл жизни людей. Только секс и смерть" - так в фестивальном буклете прокомментировал Бартлетт Шер оперную ситуацию. Причем постановка никоим образом это соображение не реализовала.

 

Скорее напоминая semi-stage - жанр концертного исполнения в костюмах, опера выглядит на редкость мрачно. Развернутая в условных и немногочисленных декорациях и никак не соотносимая ни с шекспировской ренессансной Вероной, ни с бездонным романтизмом музыки Шарля Гуно, она словно переложила все функции на плечи главных героев, действовавших в пространстве пустой сцены.

 

36-летний Роландо Вильясон, один из ведущих теноров мира, конечно, был идеальным Ромео. Его партнерша американка Айлин Перез (она поет Джульетту в очередь с Нино Мачаидзе), еще не обзаведшаяся столь же громкой славой, партнерства с Вильясоном достойна: в ее игре и пении столько силы, молодости и непосредственности, что овации, завершавшие каждую арию Джульетты, были абсолютно заслуженны.

 

Оркестр зальцбургского Моцартеума под управлением 32-летнего канадца франко-венгерского происхождения со странным именем Яник Незет-Шегуин звучал не идеально, но со страстью и трепетом, оставляющими позади более маститых музыкантов. Уже сейчас работу молодого дирижера, который в наступающем сезоне сменит Валерия Гергиева на посту главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра, в Австрии оценивают как сенсационную. Он и впрямь настолько вовлекся в процесс, что, кажется, сам сыграл и спел бы всю оперу "Ромео и Джулетта", если бы только это было возможно.

 

 
Илья Овчинников / ЗАЛЬЦБУРГ
 
 
Источник: Gzt.Ru

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.