Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
30.08.2008
«Маски-шоу» закончились — клоуны остались
Георгий ДелиевХотя Георгий Делиев, руководитель комик-труппы "Маски" имеет звание "заслуженного" артиста, по популярности и зрительскому признанию он давно уже "народный". С момента возникновения руководимый им коллектив любим зрителями всех возрастов — от "сидящих на горшке" до людей преклонного возраста.
 
 
Однако в последние годы любимый народом комик все реже появляется в своем амплуа, а все чаще встречается в кинематографе, музыке, живописи… Почему так происходит? Куда пропала обожаемая народом программа "Маски-шоу"? Это мы попытались выяснить у "первоисточника"…


Георгий, в своем жанре вы уже давно можете считаться классиком…

— Да?! А я и не знал… Но все равно приятно…


Что заставляет вас пробовать себя в других жанрах?


— Прежде всего, внешние обстоятельства. Телеканалы не дают нам снимать "Маски-шоу". Нет возможностей и гастролировать со спектаклями, как прежде.


Слишком мало осталось театралов, больше одного спектакля в городе нам не сыграть… Вот так и вышло, что реализовать себя в любимом жанре не удается. Люди-то хотят получать удовольствие, а телеканалы — нет.


Вот уж не думал! "Маски-шоу" всегда были рейтинговой программой. Ведь до сих пор продаются "пиратские" копии...


— Эти программы — сложнопостановочные. А продюсерам легче взять испытанные (на Западе) жанры — мелодраму, детективы — и запустить сериал. Это-то точно будет иметь успех. Кстати, ничего подобного нашему "Маски-шоу" в мире нет до сих пор. Для нашего жанра необходимо определенное мышление — режиссерское, актерское, операторское…


Если я правильно понял, то уникальный телепродукт никому не нужен?

— Кроме зрителя… Продюсеры не хотят рисковать, ведь наш проект — это "неформат", хотя риск в данном случае минимальный. И, кстати, сегодня в Украине требуют "национальный продукт", чтобы все было на государственном языке. Словом, масса причин, по которым нет возможности реализовать себя в любимом жанре. Вот и приходится "отвлекаться"…


Ваш "роман" с кинематографом начался, если память мне не изменяет, с фильма "Семь дней с русской красавицей"…


— С этим фильмом связано множество замечательных воспоминаний… Вот, например, как мы снимали выстрел «Авроры»… Чтобы попасть на корабль (а время еще было советское), следовало получить разрешение командующего Балтийским флотом. Директор картины, когда мы приехали в Питер, сказал мне: "Георгий, вам, пожалуй, не стоит ехать на встречу с адмиралом, я лучше сам поеду". Он надел красивый костюм, я напечатал один лист, как будто это фрагмент сценария. Начинался текст примерно так: "И вот наши почетные иностранные гости поднялись на легендарный крейсер «Аврора». Они были восхищены массивностью этих пушек и строений. Экскурсовод Фурич рассказал о легендарном прошлом крейсера, о наших революционных событиях. Гости с интересом ощупывали предметы". На комедию не было и намека.


В общем, адмирал дал нам разрешение, согласовали все с начальником музея, с капитаном корабля. Нам поставили все печати, и мы поехали с Юрой Володарским снимать. При этом понимали, что надо все быстро снять и скорее ноги делать, не то выгонят да еще и арестовать могут. Успели все снять, уже переоделись, собирали свет и реквизит, а тут приехал кто-то из начальства смотреть, что мы за безобразие устроили. Пригласили нас "попить кофе", "поговорить". Но мы сказали, что нам еще одна съемка предстоит, и уехали. Сам же выстрел "Авроры" был взят из фильма Сергея Эйзенштейна. Но наша "фишка" заключалась в том, что он происходит случайно. Господину Пересу, израильтянину, африканец Мганга привязал веревочку, и пока он пытался ухаживать за Марией, что-то там ей рассказывал, веревка натянулась, пушка выстрелила. Но выстрелила сюрреалистически: черно-белая хроника, узнаваемые кадры, побежали революционеры. На что Перес говорит: "Ну, конечно, опять скажут, что во всем виноваты евреи!" (антисемиты тогда муссировали тему, будто революцию делали одни только евреи). Кстати, эйзенштейновский кадр с выстрелом "Авроры" из фильма "Октябрь" тоже ведь был придуман…


Вообще во время съемок нам везло. Нужно было снять кадры у Смольного. Мы получили разрешение снимать на улицах Ленинграда, но такие номенклатурные места, как Смольный, строго охранялись. А мы были наглые, приехали к Смольному со своей бумагой, пригнали туда массовку, броневик, который взяли на "Ленфильме". Начали снимать и столкнулись с негативной реакцией прохожих. Чуть съемку нам не сорвали! Пришли пожилые люди с коммунистическими убеждениями, начали камни бросать, оскорблять нас. Одна женщина, когда увидела актера в гриме Ленина, кричала: "Сволочи, что ж вы делаете, вы мизинца его недостойны! Вас всех надо поставить к стенке, расстрелять, нет на вас Сталина!". И так далее. Слава Богу, с нами была милиция…


В Смольном тогда еще находился обком партии — огромное количество черных "волг" стояло у здания и даже несколько иномарок — по тем временам большая редкость. Но что интересно: как только мы начали снимать, машины возле Смольного одна за другой стали разъезжаться, хотя времени было всего три-четыре часа дня. Ну как бы чего не вышло, люди на всякий случай от греха подальше поспешили…


А вот в мечетях Бухары нам не дали снимать. Но мы особо и не рвались: поняли, что это чревато… Сняли подъезд к мечети в пустыне, нашли очень красивый объект на натуре. А уже интерьер мечети снимали в разрушенной одесской кирхе. Это выглядит, конечно, забавно — сделать из кирхи мечеть. Мы привезли несколько грузовиков песка, засыпали песком пол, внутри построили декорацию. У нас еще были шутки по поводу Советского Союза. В эпизоде, где идет обряд бракосочетания и работница загса, у которой на груди висит огромный герб СССР, объявляет: "Именем Советского Союза…". И тут же уточняет: "…бывшего Советского Союза". А ведь Союз еще был, когда мы снимали. А когда закончили монтаж — его уже не было…


Наверняка съемки "Маски-шоу" вспоминаются не менее весело?


— Да. Когда мы снимали "«Маски» в Японии, то японцы, которых вообще интересует культура европейцев, с большой готовностью помогали нам. Естественно, перед съемкой каждого объекта нужно было с его хозяином договариваться лично. Мы заходили, нас угощали чаем, кофе, мы рассказывали о целях наших съемок. Честно говорили, что фильм комедийный, о русских, которые попали в Японию. Нас спрашивали, не будет ли чего плохого о японцах? Мы отвечали: "Тут нет слов никаких, вы сами будете видеть, что происходит".


Как-то в японском ресторане снимали сцену, как русские туристы, которые не умеют есть палочками, эти палочки к рукам привязывают. Миша Волошин играл японца, который дарит ветерану — Боре Барскому — видеокамеру, а Боря в ответ берет географическую карту, вырезает оттуда Курилы и преподносит ему. "Японец" еще какой-то сувенир протягивает — Боря отрезает Камчатку, затем — кусочек Дальнего Востока… "Японец" уже и Владивосток захотел получить, но тут ветеран стал насмерть: "Нет, все, родину не продаем!".


Хозяин этого ресторана, который видел эту сцену, долго смеялся, так ему понравилось. Накрыл нам роскошный стол, приглашал каждый день питаться бесплатно. И мы приходили, "на шару" там ели, выпивали…


А после фильма "«Маски» в Колумбии" мы стали в этой стране очень популярными, чувствовали себя "суперзвездами", даже круче, чем у себя на родине. Начали мы там работать в цирке-шапито. Хозяин, дон Мартин, платил неплохо. Мы ему так понравились, что он никак не хотел с нами расставаться. Перевозил нас из города в город, мы работали в манеже, и, в общем-то, люди шли на нас посмотреть, хотя в программе работали артисты со всего мира. Да и мы как-то втянулись, хотелось зависнуть в этом цирке, разъезжая по Латинской Америке. А тут продюсер Леша Митрофанов начал звонить, забрасывать нас факсами: "Срочно приезжайте снимать "Маски-спортшоу"!". Мне нужно было забрать свой паспорт у хозяина и купить билет, но я сразу сделать этого не смог: дон Мартин никак не хотел отпускать. Дело в том, что клоун, который два года выходил в номере с медведями, запил. А номер был такой. Клоун садился на лавочку, к нему выходила огромная медведица в платье, клоун отодвигался от нее. Она к нему подвигалась-подвигалась, пока артист не падал с лавки. А она удивленно смотрела на него, после чего он уходил. Дон Мартин попросил меня выйти в этом номере с медведицей. Меня долго приучали к ней. Дрессировщик говорил: "Ты только не делай никаких резких движений, вообще ничего не играй, двигайся в точно таком же ритме…". Медведица обнюхивала меня в клетке, постепенно привыкла, я ей понравился, а потом вышел с ней несколько раз с этим номером. Но дон Мартин так и не отпустил меня. Что делать? Я познакомился через приятельницу с начальником колумбийской спецслужбы, он меня принял, я объяснил проблему, и на следующий день сын дона Мартина принес мне паспорт и билет…


Ну хорошо, на украинских телеканалах требуют "мову", а россияне почему же вас не приглашают к себе?

— В России сейчас сложное отношение к Украине… В 2004 году канал ТНТ приобрел наш сериал, восемь серий. Их должны были показывать перед новогодними праздниками. Я все сдал в срок, уже даже якобы поставили в сетку вещания, но потом, к своему удивлению, не нахожу сериал в программе. Перед нами извинились: "Поставим к 1 апреля". Опять не выходит. А ведь заплатили, что самое удивительное! И потом на ТНТ делают такой финт: показывают 1 мая все восемь серий. Напрочь убивают сериал! Потом нам объяснили, что хотели повысить рейтинг первомайского эфира, добиться, чтобы те, кто смотрит телевизор в этот день, включали именно ТНТ, а не другие каналы. И действительно, когда проверили рейтинги, выяснилось, что 1 мая все зрители "ушли" на ТНТ, но их, к сожалению, в тот день было мало.


А дальнее зарубежье? У клоунады ведь интернациональный язык, понятен всем…


— В 2000 году мы находились на гастролях в Германии, где познакомились с английским продюсером. Он посмотрел несколько наших серий, понял, что это очень перспективный телевизионный продукт, и предложил снимать "Маски-шоу" для Европы. Естественно, адаптировав под темы, понятные немцу, англичанину и другим европейцам. Разработали договор, очень выгодный для нас, нам предоставили льготные, можно сказать, условия, нашли инвесторов. Меня повезли на производственную базу в Баден-Баден, там в лесу такой себе "телевизионный Голливуд". Дали уже разрабатывать темы, редактора, хорошего, кстати, творческого человека. Немцы просили придумывать шутки о "новых русских", которые пускают пыль в глаза, приезжая в Германию. Потом, правда, намекнули, что если бы такое шоу делали сами европейцы, это посчитали бы неполиткорректным… Первые серии должны были называться "«Маски» в Швейцарии" и сниматься на горном курорте, где-то во французских Альпах. Мы придумали с ребятами два шикарных сценария: приезжают "новые русские" в Альпы отдыхать. Гостиницы, лыжи, техника снежная, все понравилось. Продюсер приезжал к нам в Одессу, начали дружить. Оговаривали сроки… А потом на германских телеканалах что-то произошло. Я думаю, нас не пустили, потому что местный профсоюз восстал. У них есть свои комики, свои комедийные передачи…


Да, куда не кинь — всюду клин… Но любой комик мечтает сыграть трагедию — Гамлета или короля Лира…


— Нет, у меня нет мечты непременно сыграть трагическую роль. Хотя я играл драму — у Киры Муратовой. Но если даже играешь драматическую роль, все равно ее надо играть с элементами комедии, тогда она станет более драматичной. И наоборот, в комедии все должно быть глубоко, философски обоснованно.


По большому счету нет разницы между комедией и трагедией. Изначально в произведении должна быть определенная идея, которую необходимо донести до зрителя с помощью камеры и пространства, в котором перемещаются актеры. Все зависит от угла зрения.


Например, "Отелло" Шекспира. Трагедия. А Боря Барский взял и переписал пьесу, предложив на этот сюжет взглянуть каким-то хармсовским, абсурдистским взглядом. И вышла комедия. А то смотришь по ТВ так называемые юмористические передачи. Люди умеют блестяще демонстрировать шутки, но все это — на уровне штампов, прямо становится грустно. А взять того же Никулина. Он играл в цирке обычные, забавные клоунады, но им самим было столько пережито, что какая-то наивная, детская реприза воспринималась как философская притча. Вот на это хочется ориентироваться!


Поэтому мне уютно в Театре Славы Полунина. И неважно, какую роль я там играю.


В "Настройщике" у Киры Муратовой у вас была очень серьезная роль. Тем более в дуэте с Аллой Демидовой. Она, как известно, человек очень требовательный и к себе, и к партнерам. Как вам удалось найти контакт?


— Признаться, сначала было нелегко. С Ниной Руслановой или Ренатой Литвиновой, которые также снимались в этом фильме, я нашел контакт сразу, а с Демидовой было сложнее. Алла Сергеевна — человек очень профессиональный. Казалось, она никогда не раздражается, не выходит из себя. Всегда ведет себя очень уверенно, с чувством собственного достоинства. Она владеет мастерством перевоплощения настолько, что ты не понимаешь, переживает она в данный момент, или это просто иллюзия. Невозможно это понять, просто видишь потрясающий результат. И на съемочной площадке ощущаешь мощную силу, исходящую от нее. При этом минимум движений, а внутренняя насыщенность необыкновенная. Когда мы начали репетировать, я сначала робел, но потом справился со своим чувством…


— Как это ни удивительно, но недавно исполнилось уже 30 лет, как вы начали заниматься в студии пантомимы. В следующем году еще один юбилей — 25 лет "Маскам". И вот, оглядываясь назад: как вы относитесь к своему прошлому?


— Мне не очень интересно возвращаться в прошлое, что-то там анализировать. Когда я смотрю старое видео, то вижу только одни недостатки. Даже недоумеваю: что людям так нравится там? Ведь это так непрофессионально! Но есть, видимо, в старых картинах какая-то молодая энергия, которая перекрывает все профессиональные недостатки. Мы были как щенки, которые, когда веселятся, то у всех вызывают умиление. Вот так я отношусь к своим старым работам.


Беседовал Александр Галяс (Одесса)
 
Источник: Версии.com

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.