Наступившая осень, похоже, станет рекордной по количеству театральных фестивалей, по плотности фестивального графика и по количеству звезд, которые посетят Москву. Помимо того, к традиционным осенним фестивалям – «Территории», NETу, «Сезонам Станиславского» – добавились осенние длинные гастроли Санкт-Петербургского МДТ, организованные «Золотой маской».
Осенний фестивальный марафон в столице начинает «Территория». В этом году в ее программе новая постановка Йозефа Наджа «Антракт», построенный на свободных импровизациях по китайской «Книге перемен». Четыре танцовщика, среди которых сам Надж, – рассказывают языком пластики и танца о неумолимом беге времени, которое поглощает следы человеческой жизни: как безвозвратно уходит красота, любовь, победы интеллекта, великолепие дворцов и монументов. Тему гибели подхватит корейский театр Лаборатория движения «Садари» (прежде он в Москве не бывал), который покажет премьеру прошлого сезона – «Войцек» Георга Бюхнера, поставленного в жанре «physical theatre». В рамках фестивальной программы состоятся и московские премьеры Дмитрия Крымова «OPUS № 7: 1. Родословная 2. Шостакович» и хореографической постановки Аллы Сигаловой «Бедная Лиза» на музыку Леонида Десятникова, где главную партию станцует Чулпан Хаматова.
Вслед за «Территорией» пройдет фестиваль NET (Новый европейский театр). В этом году его хедлайнерами стали швейцарская группа «Римини Протокол» и польский режиссер Ян Клята, впервые приезжающие в Москву. Создатели «Римини Протокола» Штефан Кэги, Даниэль Ветцель и Хельгард Хауг покажут в Москве свою новую остросоциальную работу – международный телефонный проект «Call Cutta in a box». А Ян Клята привезет в Москву свою постановку «Дело Дантона» по пьесе Станислава Пшибышевского. Изгнанный из Варшавской театральной школы и нашедший пристанище в Кракове у Кристиана Люпы, Ян Клята свободно опрокидывает действие классических пьес в день сегодняшний. Так, его «Гамлет» шел в цехе судоверфи Гданьска, а действие гоголевского «Ревизора» разворачивалось в польской провинции. Молодую немецкую режиссуру представляет постановка Андреаса Кригенбурга «Три сестры» Антона Чехова. Тридцатилетний режиссер мюнхенского «Каммершпиле» Андреас Кригенбург перенес действие в бельевую – на сцене свалены горы из грязных простыней, ночных рубашек, лифчиков, панталон, комбинаций, в которые пытаются спрятаться чеховские сестры. В предпремьерном интервью он так объяснил свое отношение к героям пьесы: «К счастью, чеховские сентиментальные монстры бесконечно далеки от нас».
Фестиваль «Сезон Станиславского» продолжает свое многолетнее сотрудничество с Эймунтасом Някрошюсом и покажет в Москве его «Макбета» – одну их самых завораживающих частей шекспировского триптиха ( «Гамлет» – «Макбет» – «Отелло»). Особое место в фестивальной программе занимает новая работа самого интересного европейского режиссера поколения 40-летних – Томаса Остермайера «Замужество Марии Браун». Пьеса написана по одноименному киносценарию Фасбиндера, и в немецкой прессе получила весьма высокую оценку. Привезти спектакли Томаса Остермайера – довольно дорогое удовольствие, которое доступно только крупнейшим мировым фестивалям. Радостно, что он стал частым гостем нашей столицы. Из мировых премьер «Сезон Станиславского» показывает иранский спектакль «Квартет: Путешествие на Север». Спектакль в жанре вербатим построен на реальных исповедях убийц, от чьей руки пали их близкие. Его поставил живущий в Манчестере режиссер-иранец Амир Реза Кухестани. В этом году в программе фестиваля и два спектакля самарского театра «САМАРТ» – «Таланты и поклонники» Островского в постановке Анатолия Праудина и пластическая композиция «PALIMPSESTON, или Одно вращение спектакля вокруг своей оси» плодовитого Константина Богомолова. Обе постановки относятся к прошлому сезону и обе могут стать кандидатами на «Золотую маску».
Кстати, фестиваль «Золотая маска» постепенно расширяет зону влияния. И помимо, собственно, весеннего фестиваля-конкурса начинает проводить с каждым годом все больше фестивалей-смотров в российской провинции, а в Москве под эгидой фестиваля будут показаны спектакли Льва Додина, поставленные в Петербургском Малом драматическом театре. В программе – постановки разных лет: легендарные «Братья и сестры» Абрамова и «Бесы» Достоевского стоят рядом с недавними премьерами, в которых занято новое поколение МДТ – «Жизнью и судьбой» Гроссмана, «Варшавской мелодией» Зорина, «Бесплодными усилиями любви» Шекспира. На гастролях в Москве будет сыграна премьера «Долгое путешествие в ночь» по Юджину О`Нилу, где заняты премьеры театра – Татьяна Шестакова, Петр Семак, Сергей Курышев, Игорь Иванов.
Ольга Егошина
Источник: Новые известия