О петербурженке Наталии Лапиной, которая с будущего марта приступит к художественному руководству Русским театром Эстонии, известно немного. Например, что она успела поставить у нас замечательный спектакль для детей и взрослых «Остров сокровищ», пишет Ксения Репсон.
«О Русском театре Эстонии я и сама раньше ничего не знала. Как я оказалась здесь? Мне позвонила координатор «Золотой маски», советник директора Русского театра по художественным вопросам Светлана Янчек, и предложила поставить сказку.
Режиссеры — занятой народ, но у меня как раз было время до конца весны, буквально месяц, и я согласилась поставить «Остров сокровищ». Все произошло очень быстро. А случайность то была или нет — покажет время», — рассказала худрук Русского театра Наталия Лапина.
Вышло так, что видение развития нашего театра у Наталии Лапиной и директора Яануса Кукка совпали, и с весны театр обретет, наконец, творческого руководителя. «Это такая редкость — здравомыслящий и адекватный директор. С театром можно что-то сделать только в том случае, если с директором найдено взаимопонимание», — говорит она.
Наталия, по понятным причинам, не особенно детализирует для прессы свое видение будущей работы — она только-только познакомилась с коллективом и «новой метлой» мести — особенно будучи на расстоянии, пока не переехала в Таллинн и не завершила выполнение своих предыдущих обязательств в Петербурге и за его пределами, — не намерена.
Впрочем, Наталия успела поделиться некоторыми своими соображениями о том, как, по ее мнению, должен работать современный русский театр.
Доверие к энергии и воле
«Мне импонирует понятие театр-дом. Мне хотелось бы, не в буквальном смысле, но построить театр. Если говорить про режиссерские примеры, то для меня одним из таковых является Валерий Фокин, режиссер-хозяин. Он создал Центр Мейерхольда в Москве, сейчас делает из Александринского театра в Петербурге фактически европейский культурный центр. Это мне близко.
Для того, чтобы получился настоящий театр, чтобы получилось то, что может стать явлением в культурном пространстве, театром надо заниматься круглосуточно — растить, беречь, поливать из леечки, светить солнышком, и чтобы в это дело была так же полностью включена команда единомышленников», — говорит режиссер.
Она не боится, что ей не хватит авторитета. «Я молодой режиссер, даже, по театральным меркам, юный. Мне 28 лет, но в театр я пришла рано — в 16 лет поступила на режиссуру и с дипломным спектаклем (это был «Ромео и Джульетта» Шекспира) меня сразу взяли в ТЮЗ, где я и работала до последнего времени. Питерский ТЮЗ меня воспитал, выкормил, вырастил, внутренне я с ним не расстаюсь, я в себе его несу», — говорит худрук.
«Неважно, сколько лет человеку, важно чтобы его судили по делам. Наверное, этот постулат доверия не к опыту, а к энергии и воле, мне и привил ТЮЗ. И еще для меня существует пример Адольфа Яковлевича Шапиро, который когда-то возглавил Рижский ТЮЗ, а ему было тогда всего 25. Так что ответственность лежит на мне, и я, в конечном итоге, буду решать, с кем идти дальше. Если кто-то не поймет или не захочет, значит, нам не по пути», — добавляет Лапина.
Лапина отдает себе отчет в том, что с художественным руководством в Русском театре в последнее время было непросто.
«Лично предыдущего худрука я не знаю, слышала о нем много разных и часто противоречивых мнений, но из противоречий вполне можно сложить картину и она даже, наверное, получится более объективной. Однако мое дело — делать мое дело. Я не хотела бы, чтобы эти странности меня касались.
Театр сам по себе склонен, скажем так, к интерпретированию. Но я бы хотела, чтобы в театре было открытое информационное пространство, лишенное заблудившихся в кулисах тайн и интриг».
«Мои родители — историки, и я с детства знала, что если ты хочешь сделать что-то в будущем, не надо перечеркивать прошлое, надо просто проанализировать то, что было до тебя. Это одна из причин того, почему я не приступаю к руководству сразу. Мне необходимо время для того, чтобы адекватно оценить ситуацию. По большому счету, только находясь здесь, я смогу понять, что к чему, и приступить к действиям», — говорит она.
Творческий лидер
Опыт руководящей работы у Лапиной есть. «Режиссер — по сути руководящая должность. Режиссеру постоянно приходится решать административные вопросы. Это счастливое заблуждение — то, что режиссер может быть просто свободным художником. Более того, худрук в данном смысле более свободен, так как он порой является последней инстанцией и действительно способен решать. Режиссер же зачастую оказывается просто заложником обстоятельств», — считает она.
Все спектакли из репертуара Русского театра Наталия Лапина уже посмотрела, выделила «Танцы на празднике урожая» и «С любимыми не расставайтесь», другие комментировать не стала.
Худрук должен сам ставить спектакли в своем театре, административные функции — это обязательное, но не достаточное, по мнению Лапиной, условие.
«Театру необходим творческий лидер, а не администратор. Для того чтобы познакомиться с труппой, с ней надо не поговорить, а поработать, для этого необходимо поставить не два и не три спектакля. Пока что договорились, что начну весной с «Бури» Шекспира», — поделилась режиссер.
По словам Лапиной, ее переход к нам в театр — это не карьерный рост, очевидно, что в российских столицах возможностей для роста больше, а молодым режиссерам неинтересно осесть где-то на одном месте.
С умом и постепенно
«Жизнь режиссера такова, что он постоянно что-то бросает и с чем-то расстается, и я дошла сейчас до какого-то жизненного этапа, когда понимаю, что устала от этого.
И я рада возможности остановиться, хотя бы на какое-то время, а возможно, надолго обрести здесь свой дом. Я чувствую себя в Таллинне гармонично — вероятно, что-то в эстонской ментальности мне сродни».
«Роберт Стуруа как-то сказал, что артисты придумали для него термин — «бархатная диктатура». Я, наверное, такая же. В театре демократии быть не может. Понимаю, что с чистого листа не начнешь, все здесь надо делать с умом и постепенно. Надеюсь, мне хватит на это сил, мудрости… и способности оставаться собой», — сказала новый худрук Русского театра.
Наталия Лапина
· Окончила Санкт-Петербургскую Государственную Академию театрального искусства.
· В течение шести лет преподает в Санкт-Петербургской Академии театрального искусства актерское мастерство. Выпустила в 2006 году одно поколение студентов, сейчас растит второе.
· Семь лет проработала в СПб ТЮЗе.
· Поставила восемь театральных спектаклей.
· В Таллиннском Русском театре поставила «Остров сокровищ» (2008).
· В должность худрука Русского театра вступит в марте 2009.
Источник: Postimees