Сегодня исполняется 195 лет со дня рождения великого Джузеппе Верди. Самого исполняемого оперного композитора всех времен и народов.
|
Можно предположить, что таковым автор «Травиаты» и «Риголетто» останется еще на долгие времена. Во всяком случае, за последние сто лет трудно (если возможно вообще), найти оперный театр, на афише которого не значилось бы это имя. Перу Верди принадлежит 26 опер, духовные и инструментальные произведения и романсы. Однако, известными всему свету, кроме «Реквиема», стали только оперы.
Истинный итальянец – и по музыкальному тематизму, и по темпераменту – Верди стал и подлинным «композитором мира», музыке которого присущи красота и щедрый, неисчерпаемый мелодизм. Он заглянул в бездны человеческой души, рассказал о бушующих в душах страстях, его произведения всегда были отмечены высоким гражданским пафосом. Недаром Верди, который еще при жизни стал «символом свободы», называли "Маэстро итальянской революции", а знаменитый – невероятной красоты – хор из его «Сицилийской вечерни» стал гимном итальянских революционеров.
Джузеппе Фортунино Франческо Верди, проживший очень долгую жизнь, родился 10 октября 1813 года в деревне Ронколе ди Буссето неподалеку от Пармы в семье крестьянина-трактирщика. Его первыми учителем музыки был деревенский церковный органист П. Байстрокки, а затем Ф. Провези, возглавлявший музыкальную жизнь в Буссето. В 11 лет Верди уже сам играл на органе в местной церкви. На мальчика обратил внимание богатый купец Антонио Барецци из Буссето, поставщик товаров в лавку Верди-отца. На счастье сеньор Барецци питал настоящий интерес к музыке. Он взял талантливого мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал дальнейшее обучение Верди в Милане у дирижера миланского театра Ла Скала В. Лавиньи.
|
Дебют молодого композитора – опера «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», поставленная в 1839 году в «Ла Скала», снискала успех. Однако настоящую известность и первую славу Верди принесла опера «Навуходоносор» («Набукко»), поставленная в «Ла Скала» 1841 году.
Затем последовали "Ломбардцы в первом крестовом походе" (1842), "Битва при Леньяно" (1848), ставшие музыкальным откликом на революционные события в Италии, несмотря на то, что исторические сюжеты этих опер были далеки от современности. Разумеется, Верди не ограничивался темой героической борьбы. Его ничуть не менее интересовали и движения человеческой души. И он пишет оперы на сюжеты классиков мировой литературы: В. Гюго ("Эрнани", 1844), В. Шекспира ( "Макбет", 1847), Ф. Шиллера ("Луиза Миллер", 1849).
|