Завтра в Риге начнется традиционный фестиваль российских театральных постановок, отмеченных или номинированных на премию «Золотая маска». Он будет продолжаться до 22 октября 2008 г.
Рижский зритель увидит шесть лучших спектаклей российских театров
Российские театры привезут в Ригу шесть спектаклей, из них два — кукольные, которые выдвигались на «Золотую маску» еще в 2000 и 2002 годах. Не менее «древним» в этом смысле является и фоменковский спектакль «Война и мир. Начало романа» (2002). Еще рижский зритель увидит «Ричарда III» (2005), поставленного Константином Райкиным, а также «Рассказ о счастливой Москве» (2008) и «Господа Головлевы» (2007).
«Господа Головлевы»
Кто только не ставил «Головлевых» на русской сцене. И Додин, и Фоменко, и Женовач — это только в последнее время. Теперь на сцене МХТ им. А. П. Чехова это сделал модный ныне режиссер Кирилл Серебренников.
Особенность его режиссуры в том, что он не просто ставит спектакли, а ищет на сцене театра эквиваленты тому, что происходит в жизни. И находит. Сыгравший в «Идиоте» благостного князя Мышкина, Евгений Миронов в «Господах Головлевых» отыгрывает в Иудушке другой полюс русского юродства, при этом артист умудряется в какой-то степени быть адвокатом своего персонажа, решая, возможно, не столько режиссерские, сколько какие-то свои задачи.
Московские критики заметили, что у Миронова Иудушка не мерзок, не жалок — он нормален. Хотя эта реальная жуть забирает почище всех сценических ухищрений. Сам спектакль они назвали «сложносочиненным», настолько он неоднозначен.
В главных ролях: Евгений Миронов, получивший «Золотую маску 2007» за лучшую мужскую роль, Алла Покровская (была номинирована на приз за лучшую женскую роль), Евгения Добровольская.
«Война и мир. Начало романа»
Спектакль по первой части всемирно известной эпопеи Льва Толстого поставил Петр Фоменко в своем театре-мастерской. Это далеко не последняя работа режиссера: так уж повелось, что возможность увидеть его вещи рижский зритель получает через много лет после премьеры. Например, «Пиковую даму» к нам привезли лишь в прошлом году, то есть через 12 лет после ее выхода на сцену.
Прием, успешно использованный в этой постановке, усовершенствован и применен и в «Войне и мире» — артисты и играют, и читают от третьего лица. Причем играют по нескольку персонажей. Герои спектакля скорее являются фантазиями на тему этих персонажей. По словам театралов, это не только не выглядит натянуто, а наоборот — насыщенно.
Режиссер обожает процесс игры, обыгрывания деталей. Его игровой психологический театр доставляет удовольствие и ему, и зрителю своими переходами от «жизни» к игре, от лирики — к гротеску. Игра тут еще в том, что зритель помнит если не роман, то американский и советский фильмы, так что судьбы персонажей ему в общем известны. Поэтому режиссер о многом просто умалчивает или говорит намеками.
В этом спектакле есть только мир. Война для героев — это их неясное будущее. Неясное им, но хорошо известное зрителю. Это раздвигает рамки спектакля, придает вес мелочам и смысл недоговоренностям. Фоменковский метод этюдности, незавершенности позволяет восприятию зрителя «летать» — почти четыре часа, что идет спектакль, проходят незаметно.
В ролях: Галина Тюнина, Ксения Кутепова, Полина Кутепова, Карен Бадалов и другие. И сам Фоменко, и постановка получили премию «Золотая маска 2002».
«Рассказ о счастливой Москве»
Этот довольно камерный спектакль по неоконченному роману Андрея Платонова в театре-студии О. Табакова поставил Миндаугас Карбаускис, один из «анфан терриблей» современного российского театра.
Несколько лет назад О. Табаков хвалил режиссера:
— Шедевром Миндаугаса был «Рассказ о семи повешенных» по Андрееву. Карбаускис действительно очень оттуда (в смысле из Прибалтики), человек с хутора, мрачный, театр у него эксгибиционистский, докапывающийся до тайных и болезненных вещей, и с ним трудно, с Карбаускисом. Он один раз от меня ушел — ладно, вольному воля. Вернулся. Снова ушел — я и тут не в претензии, пусть человек пробует, как говорится, пожить на вольную ногу. Но у меня слабость к талантам. Если захочет с нами работать — дверь открыта.
Литовец захотел. Из невнятного романа, который Платонов начал писать еще в 30-е годы, а потом бросил, он вычленил ясный и очень лиричный рассказ о погибшей любви, нашел точный и емкий визуальный ряд спектакля, действие которого происходит... в гардеробе, куда, кажется, весь советский народ повесил свои пальто и шинели.
Героиня с придуманным именем Москва Честнова, чье плотское электричество сражает мужчин наповал, отказывается от радостей любви «ради исполнения высшей судьбы», потому что она сама по себе есть любовь и счастье. Но светлое будущее с ее стройками социализма и беспросветным бытом оказывается жестоким...
Мнения о спектакле противоречивые. Одни испытывают потрясение, другие — раздражение.
В главных ролях: Ирина Пегова и Александр Яценко. В неглавной — экс-рижанка Яна Сексте и другие. «Золотую маску 2008» получили сам Карбаускис («Лучшая работа режиссера») и Пегова («Лучшая женская роль»).
Спектакль по произведению Уильяма Шекспира в театре «Сатирикон» им. А. И. Райкина поставил режиссер Юрий Бутусов. В главной роли — Константин Райкин. Что еще нужно для счастья театральному гурману? Райкину-сыну достались премия «Золотая маска 2005» за лучшую мужскую роль плюс «Приз зрительских симпатий».
До Бутусова существовала традиция шекспировские страсти изображать как антисоветский фарс, более или менее замаскированный, но весьма прозрачный. Бутусов, любящий театр абсурда, от фарса никуда не уходит, а, может, еще и добавляет перцу.
У Райкина, обладающего поразительной пластикой, великий злодей Ричард выглядит чуть ли не гофмановским крошкой Цахесом с его ужимками и прыжками. Он играет выросшее из детских обид «зло с очень маленькой буквы», как заметили безжалостные к своим кумирам москвичи. Минус это или плюс? Или просто версия, имеющая (вариант: не имеющая) право на жизнь? На эти вопросы зритель скоро сам сможет найти ответы.
«Золушка» и «Спящая красавица»
Оба спектакля поставлены режиссером питерского театра марионеток «Кукольный дом» Александром Максимычевым по сказкам Шарля Перро.
«Спящая красавица» (2002) отмечена только номинациями. «Золушка» (2000) стала «Лучшим спектаклем театра кукол», а Элина Агеева получила «Маску» за «Лучшую работу актера».
«Спящая красавица» — это спектакль о том, что красота сильнее смерти. Но, может быть, и о том, что смерть не страшна, а, наоборот, добра и милосердна. А может быть, просто о переживаниях юной девушки. Ну, наконец, о том, что даже если удастся на время обмануть судьбу, она все равно рано или поздно свершится», — говорит режиссер о своей работе.
В «Золушке» 21 марионеткой управляет одна-единственная актриса. Большеглазые, трогательные куклы созданы по старинной технологии, из настоящего дерева. И разыгрывают спектакль о любви. Кажется, они и вправду живые и верят всему, во что играют. Верят в чудеса, прекрасных принцев и справедливость.
Сергей Николаев
Источник: Час