Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
26.10.2008
Новички и корифеи
Малый драматический театр — театр Европы привозит в столицу на длительные гастроли и свежие постановки, и спектакли-легендыМалый драматический театр — театр Европы привозит в столицу на длительные гастроли и свежие постановки, и спектакли-легенды
 
Питерский МДТ, возможно, лучшая российская драматическая труппа, приезжает в Москву довольно часто. Однако хорошего много не бывает. Программа нынешнего визита разнообразна. Можно не сомневаться: и те, кто впервые побывает на спектаклях знаменитого театра, и те, кто знает его репертуар, найдут здесь то, что сочтут обязательным для просмотра.
 
Премьера
 
«Долгое путешествие в ночь» по пьесе американского классика Юджина О'Нила в МДТ впервые сыграли всего несколько дней назад, а уже в ноябре его увидят в Москве. Выбор пьесы характерен для Льва Додина, тяготеющего к довольно мрачному взгляду на мир. Четыре человека — мать, отец и два сына — в течение одних изматывающих суток выясняют, кто больше виноват в несчастьях семьи. Эта тяжелая история рассказана главными силами труппы: Татьяна Шестакова играет мать-наркоманку, Игорь Иванов — неудачника отца, а Петр Семак и Сергей Курышев — детей, один из которых не может без спиртного, а другой угасает от чахотки.
 
Молодые
 
Последний курс Льва Додина в Санкт-Петербургской академии театрального искусства в 2007 году вошел в Молодую студию при МДТ. В двух спектаклях гастролей — «Бесплодные усилия любви» и «Варшавская мелодия» — заняты в основном именно эти актеры, а в «Жизни и судьбе» они играют ведущие роли. К комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви» Додин уже обращался: в 1979-м дипломная постановка курса, ставшего основой труппы нынешнего МДТ, пленяла весельем и гэгами. Нынешний спектакль тоже полон энергии. Молодые актеры отлично двигаются, однако их акробатизм и обаятельное легкомыслие скорее помогают проявить скрытый драматизм всей этой истории. Очевидно, что эти «Бесплодные усилия любви» по­ставлены человеком, которому ведомо не только чувство единения с учениками, но и опыт расставаний и утрат.
 
Популярная в советские годы «Варшавская мелодия» Леонида Зорина о любви русского и польки (режиссер — Сергей Щипицин, Додин — художественный руководитель постановки) сделана с тем же пониманием человеческой судьбы — в чем-то печально предсказуемой, в чем-то непредсказуемо прекрасной.
 
Легенды
 
«Братья и сестры» и «Бесы» — обе эпопеи МДТ (первая длится шесть часов, а вторая — девять) давно вошли в историю театра. Именно сага Федора Абрамова о горьких военных и послевоенных годах северной деревни и инсценировка романа Достоевского дают возможность по-настоящему понять масштаб труппы МДТ и ее художественного руководителя. И, пожалуй, лучшее в этих спектаклях — как раз массовые сцены: эпизоды общей деревенской жизни в «Братьях и сестрах», сходка подпольщиков в «Бесах». Эпическое дыхание, точная смена ритма, укрупнение того или иного персонажа — кажется, эти спектакли созданы не только по театральным, но и по музыкальным законам. Несмотря на то что обе постановки идут не одно десятилетие, они по-прежнему в хорошей форме.
 
Последние достижения
 
«Дядя Ваня» — лучший спектакль Додина последних лет, неожиданно светлый и вроде бы очень традиционный: люди здесь «пьют, едят, носят свои пиджаки». Однако это мнимая традиционность — взгляд режиссера на пьесу отличается новизной. Здесь нет безнадежной усталости от существования, типичной для чеховских героев: все персонажи полны жажды жизни и нерастраченных сил. Да, эти силы и таланты применить особенно негде. Да, иногда накатывает тоска. Однако даже в мрачные минуты мир почему-то все равно может показаться прекрасным. Главными героями здесь становится семейная пара: профессор Серебряков (его играет Игорь Иванов) — вовсе не выживший из ума графоман, а значительная, хоть и непростая личность, и его молодая жена Елена Андреевна (Ксения Раппопорт) — одновременно и привязанная к мужу, и маю­щаяся подле него.
 
Ну а спектакль «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана был признан лучшим на последней «Золотой маске». Далеко не такой складный, как предыдущие театральные эпопеи Додина, он тем не менее подкупает серьезностью поставленной задачи. Хороши здесь Сергей Курышев, играющий талантливого физика Штрума, переживающего личностный крах, и Татьяна Шестакова в роли его гибнущей в гетто матери.
 
29 октября — 21 ноября, на сценах Малого театра, Et Cetera, Центра им. Мейерхольда.
 
 
Александра Машукова
 
Фото: Виктор Васильев
 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.