В Москве начинаются гастроли петербургского Малого драматического театра — Театра Европы под руководством Льва Додина.
Восемь спектаклей в течение трех недель — давно не случалось видеть в столице таких полноценных театральных гастролей. И не то чтобы на гастроли нет денег, как было лет пятнадцать или даже десять назад. Уже есть деньги. Но где вы найдете в России другой театр, в репертуаре которого было бы целых восемь спектаклей (а ведь это далеко не весь репертуар МДТ), к тому же поставленных одним и тем же режиссером, которые было бы не стыдно куда-либо повезти и показать?
Малый драматический Додина, безусловно, является самым важным драматическим театром России — не самым большим, не самым популярным, совсем не "звездным", но именно что самым важным. Идея репертуарного театра-дома, которой у нас так любят присягать на верность все кому не лень, и в первую очередь прожженные театральные дельцы, на самом деле плодоносит сегодня лишь в считанных домах. И театр на улице Рубинштейна в Петербурге — из них самый главный. Под словом "театр" здесь по-прежнему понимают не дурное, но доходное развлечение и не мнимое "приобщение к прекрасному", а серьезный разговор со зрителем о главном в жизни и в истории, в семье и в обществе. Спектакли МДТ всегда вырастают один из другого, влияют друг на друга, репетируются не быстро, но зато и остаются надолго.
Можно только позавидовать тем — если есть еще такие,— кто попадет на спектакли МДТ впервые. Им открывается уникальная возможность пройти "краткий курс" огромной и бесценной театральной истории, от почти четвертьвековой давности легендарных "Братьев и сестер" по прозе Федора Абрамова до "Долгого путешествия в ночь" Юджина О'Нила, нового спектакля, премьера которого состоится в Москве.
Наверняка не случайно, что открываются гастроли уже увенчанной премией "Золотая маска" и не раз показанной в столице "Жизнью и судьбой" — одним из главных спектаклей Льва Додина, не только вернувшим в культурный обиход великий роман Василия Гроссмана, но и ставшим, по сути, вызовом обществу. В нынешние времена бездумного "вставания с колен" Додин еще раз напомнил о грехах как официального, так и народного сталинизма, нелишний раз срифмовал нацистский режим с советским.
С "Жизнью и судьбой" перекликаются "Бесы" Достоевского, самая мрачная режиссерская работа Додина, спектакль середины 1990-х годов, трехчастная театральная эпопея, просмотр которой занимает у зрителей целый день, а осмысление — вот уже больше десяти лет. Новые смыслы наверняка обнаружатся и в "Дяде Ване", которого Москва давно не видела: спектакли Додина с годами очень меняются. Это же относится и к "Молли Суинни" по пьесе Брайана Фрила, камерной постановке на трех актеров, которая может стать учебником режиссерского мастерства: герои почти не двигаются с места, в спектакле нет ни одной ноты музыки, а частная история прозрения и гибели слепой женщины вырастает до масштабов вселенского философского обобщения.
Два спектакля приезжают на гастроли впервые — "Варшавская мелодия" Леонида Зорина и "Бесплодные усилия любви" Шекспира. Оба названия казались для Додина неожиданными — лирическая камерная пьеса из советских времен и путаная, многословная шекспировская комедия. И оба спектакля оказались очень додинскими. История о любви польской певицы и советского винодела, разведенных по воле государства по разные стороны границы, в МДТ стала драмой о времени, ломающем людей, и о людях, не способных победить обстоятельства, в сущности, постскриптумом все к той же "Жизни и судьбе". А "Бесплодные усилия любви" оказались грустной историей о том, что бесплодными, к сожалению, оказываются усилия всей человеческой жизни. Впрочем, тремя неделями гастролей МДТ это наверняка будет опровергнуто.