Новости
07.11.2008
«Троил и Крессида» на вахтанговской сцене

Огромное бревно, подвешенное над сценой на грубых цепях, дамокловым мечом нависло над героями Шекспира. Конечно, для Римаса Туминаса премьера очень важна, ведь это своего рода дебют, к которому литовский режиссер готовился больше года. Правда, как говорит сам постановщик, пьесу «Троил и Крессида» он присмотрел давно и хотел поставить еще в Вильнюсе. «Наверное, самое трудное не повесить таран над ними, но угрозу — угрозу нашей жизни, нашей любви, нашей вере, нашим идеалам. Чтобы их сохранить, надо чувствовать угрозу, бороться», — говорит Туминас.
Пьеса «Троил и Крессида» рассказывает о событиях Троянской войны, когда греки ввязались в многолетнюю осаду из-за прекрасной Елены, и разумеется, о влюбленных — Троиле и Крессиде. Считается, что, сочиняя эту трагедию, Шекспир искал новые драматургические формы. Именно по причине этих поисков «Троил и Крессида» не входит в список самых популярных пьес. Туминас называет это «колебаниями» и при этом говорит, что все это из детства. «Наверное, это саркофаг любви. Хотел сделать гильотину или эшафот красоте. Война как кухня, нечто такое грубое: редиска, капуста — что-то северное, что-то наше», — продолжает постановщик.
В любом случае, Шекспир весьма подходит для глобальной, но не громоздкой постановки с оригинальной сценографией, необычными и дорогими костюмами, музыкой, специально написанной к спектаклю композитором Фаустесом Латенасом, и другими составляющими спектакля, которые определяют его статус. «Был еще вариант: "Римас Владимирович, как вы хотите чтобы выглядел спектакль?" — он говорил: "Представьте лист бумаги. Я беру ручку и делаю прямую черту от одного края до другого. Потом моя ручка выходит за границу листка и возвращается обратно"», — поясняет актер Леонид Бичевин.
Римас Туминас объясняет свою затею журналистам. Возможно, четкой прямой он выводит актуальность этой истории, а лихой закорючкой превращает все в абсурдный, разудалый трагифарс. «Спектакль о жизни здесь и сейчас. Недаром Римас, когда у главных героев происходит некая постельная сцена, дядя Крессиды рассуждает о мировых проблемах. Он смотрит, какие двигатели делались в США в середине ХХ века», — замечает актер Виктор Добронравов.
Раскрывать все карты перед премьерой Римас Туминас явно не собирался, поэтому показал журналистам только второе действие спектакля. Так что все телевизионные репортажи о «Троиле и Крессиде» вышли несколько однобокими. Совершенно точно, что в этой нетипичной трагедии Троил и Крессида не погибнут. Вместо них умрет их любовь.
Источник: Новости культуры