Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
08.11.2008
Шекспира протанцевали
Шекспира протанцевалиВ театральной среде есть выражение "режиссер спрятал актеров". Так говорят о спектакле, в котором талантливый мастер своим искусством скрыл недостатки не очень даровитой труппы. В новосибирском театре "Красный факел" эта поговорка приобрела новый смысл: здесь режиссер "спрятался" за художником. Актеры же из этого "спора" выпали вовсе... Тимофей Кулябин выпустил на сцене театра шекспировского "Макбета" .
 
"Красный факел" последнего периода можно с уверенностью назвать Театром художника. Художник-постановщик, художник по костюмам, художник по свету... Именно технические службы определяют успех последних спектаклей театра. Впрочем, главного художника в "Красном факеле" на сегодняшний день нет. Олег Головко — последний, кто занимал эту должность — "на вольных хлебах", но оформлять спектакли в "Красном факеле" продолжает и сегодня. И именно он — неформальный творческий лидер театра, во многом определивший успех и "Пиковой дамы", и "Смертельного номера", и сегодняшнего "Макбета". По признанию многих критиков, художник в этих спектаклях значительно "переиграл" режиссера, и именно его работа определила качество конечного театрального "продукта", сформировала его живой и современный язык.
 
В новом спектакле театра у Олега Головко более чем достойная команда: художник по свету Евгений Ганзбург, художник по костюмам Светлана Матвеева, хореограф Ирина Ляховская и режиссер-постановщик Тимофей Кулябин. Последний обозначен в программке еще и как автор новой сценической версии "Макбета".
 
Кулябин-младший сработал на высокую оценку в одном: скоординировал действия всех служб, занятых в подготовке спектакля, выступил чистым и безукоризненным постановщиком. А вот моменты собственно режиссуры, которые включают работу с актером и со смыслом, здесь, в большей части, утеряны, — "слабые места".
 
Когда критики, обсуждая спектакль Сергея Афанасьева "Три сестры" в своем большинстве приходят к выводу, что это спектакль "о судьбе русской женщины", — очевидно, что это как-то "мелковато" для современного понимания Чехова. Когда Тимофей Кулябин вводит в "Макбета" группу танцующих людей и несколько пар вертикально двигающихся софитов, подменяя смыслы внешним действием, — это также ничего не прибавляет современному шекспироведению.
 
Место в "шекспировском" театральном контексте, на которое стремится сесть этим спектаклем Тимофей Кулябин, — уже занято. Его занимает режиссер Юрий Бутусов. Одним словом, все это уже было, было, было...
 
Практика показывает: чем больше в спектакле внешних эффектов и установок на зрелищность — чисто постановочных элементов, — тем меньше остается времени на упомянутую "режиссуру". Известно, что шекспировские трагедии с трудом открываются ключиком русского психологического театра: крайне сложно замотивировать то количество кровных убийств, которые совершает, к примеру, Макбет на пути к власти. Поэтому решение "протанцевать" шекспировскую трагедию, "протанцевать смерть", на первый взгляд кажется вполне уместным ходом. Другой вопрос, почему обилие летающих по сцене мечей, ярких софитов и энергичных танцев в итоге не приводит к рождению смысла. Это уже вопрос к режиссеру и, как ни крути, к качеству актерских работ.
 
Проблемный с этой точки зрения "Макбет" оставляет после себя лишь одну загадку: зачем театру было браться за эту пьесу, если в его репертуаре уже есть вполне достойный спектакль по сюжетно схожей шекспировской пьесе — "Ричард III" в постановке Риккардо Соттили? Впрочем, вряд ли трагифарс итальянского режиссера сегодня вернется в репертуар театра...
 
Дальнейшие планы недавнего выпускника ГИТИСА Тимофея Кулябина не менее громкие, чем уже реализованные проекты: опера "Князь Игорь" в новосибирском театре оперы и балета и "Маскарад" М. Лермонтова в "Красном факеле". Очевидно, что, принимаясь за самые сложные тексты мировой драматургии, к которым не всегда решаются подступиться даже мэтры европейской режиссуры, Тимофей Кулябин сильно рискует и не боится проигрывать. Так, пьеса "Маскарад" за всю свою историю знает лишь единичные сценические успехи. Впишется ли в поворот молодой режиссер — узнаем через несколько месяцев.
 
 
ИсточникИзвестия

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.