Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
10.11.2008
Премьера Троянской войны
Литовский режиссер Римас Туминас, создатель вильнюсского Малого театра и первый иностранец, которому полтора года назад выпало возглавить московский театр, выпускает в подведомственном ему Театре имени Вахтангова "Троила и Крессиду". С вахтанговцами он уже работал — в репертуаре театра несколько лет подряд оставался его "Ревизор", одна из самых необычных трактовок гоголевской пьесы,— но в качестве худрука пока еще спектаклей не выпускал.

О том, что Туминас хочет ставить "Троила и Крессиду", объявили еще в начале прошлого сезона. Репетиции шли, театралы судачили, что по ходу дела режиссер сменил почти весь состав исполнителей: вместо звездных имен стали называть Леонида Бичевина (Троил) и Евгению Крегжде (Крессида). Впрочем, необычность ситуации, конечно же, в другом. Дело в том, что даже шекспироведы признают "Троила и Крессиду" одной из самых скучных пьес Шекспира. Но Туминас, в прошлом сезоне удививший Москву острым фарсовым "Горем от ума" в "Современнике", и не ищет легких путей.

Сюжет "Троила" примыкает к циклу рассказов о Троянской войне, но в античной мифологии отсутствует. В Средние века он, что называется, вошел в моду. Джеффри Чосер написал одноименную поэму — ею и вдохновился Шекспир. Его пятиактную, распадающуюся на несколько разных частей пьесу с целой толпой греков и троянцев в списке действующих лиц исследователи склонны относить не к трагедиям (Троил и Крессида, не сумев сохранить свою любовь, в финале все же остаются в живых), а скорее к разряду хроник.

Рассказ о споре трех богинь, яблоке раздора, Парисе и прекрасной Елене, из-за которой началась семилетняя Троянская война, знаком каждому школьнику. Однако Шекспир вслед за Чосером пересказал его, сместив акцент на пару юных троянцев — Троила, сына троянского царя Приама, и Крессиду, дочь троянского жреца, в ходе войны ставшего на сторону греков.

Эту историю античных Ромео и Джульетты Римас Туминас обещает превратить в жутковатый фарс. Сама сцена, оформленная молодым Юлианом Табаковым, будет напоминать свалку, на которую выброшены чуть стилизованные под античность обломки быта. Быт здесь упразднен. Впрочем, как и все привычные представления о морали, нравственности и этике. На этой свалке можно все — убить, ограбить, увести жену соседа, легко отмахнувшись от упреков, ведь война же. Здесь взрослые мужики, словно мальчишки, семь лет кряду крушат все вокруг, тузя друг друга за никем из них не виданную прекрасную Елену (ее сыграет характерная актриса Мария Аронова). А та тем временем подурнела, растолстела и самим своим видом иллюстрирует абсурд и нелепость этой, а равно и любой войны.
 
Алла Шендерова
 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.