Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
10.11.2008
Макбет и его бригада
«Красный факел» показал первую премьеру сезона — шекспировского «Макбета». Кровавая трагедия «на века» о жажде власти, сводящей человека с ума, получилась красивой и совсем не страшной — с танцами, футболом, сражениями на мечах и мужским кордебалетом.
 
«Красный факел» — единственный новосибирский театр, не боящийся ставить на своей сцене «нашего» Вильяма Шекспира. До реконструкции был «европеизированный» «Ричард III», в котором семейная сага оборачивалась гражданской войной — там поначалу, после победы на выборах, пили шампанское и танцевали, а кончалось все известно чем. «Макбет» — сознательно или случайно — выглядит как некое продолжение той истории. Там речь шла, грубо говоря, о политике, здесь — о том, что стало с поколением, чья молодость пришлась на время политической смуты. Молодой режиссер Тимофей Кулябин, как кажется, вознамерился поставить спектакль об очередном (своем) «потерянном поколении» — высказывание, судя по всему, должно было стать эпическим. Ему это удалось только отчасти, но и за то спасибо.
 
Про «замах» на высказывание — только предположение. Но иначе зачем он сам в мелкую лапшу нарубил полдюжины существующих переводов и скроил из них гибридный вариант? Вариант этот короче шекспировского чуть не вполовину — как популярные изложения классики для тех, кому некогда читать. Да хоть бы и вовсе обошелся прозаическим пересказом! Текст в этом спектакле не главное, притом что и произносят его почти все время не ахти, а то даже и кричат. Однако все по порядку.
 
Начинается все, как и положено, с появления трех мифологических шотландских ведьм — режиссер их сделал визгливыми старшеклассницами-нимфетками с косичками. Девицы беспорядочно бегают по сцене, играют в «резиночку», перебрасываются тряпичной куклой (символизирующей, надо полагать, Макбета) и вообще ведут себя отвратительно, противными голосами завывая: «Зло есть добро! Добро есть зло!» Затем следует большое сражение на бутафорских мечах ловких молодых людей в черном, после чего на сцену, заваленную телами, выходит король Дункан (Игорь Белозеров) со свитой, закрывающей лица (судя по всему — от вони разлагающихся трупов). Кто с кем сражался, непонятно, но дело не в этом — тут как раз появляются Макбет (Константин Телегин) с Банко (Илья Куропаткин). Нормальные такие парни с футбольным мячом, друг друга подкалывают, смеются, и видно сразу: они — настоящие друзья. Вместе они участвовали в этих разборках и показали себя крутыми пацанами, особенно Макбет. Такую дружбу, думает зритель, ничего не может разрушить. Ан нет! Тут ведьмы предсказывают, что станет Макбет королем — и в душе у хорошего конкретного пацана появляется червоточина…
 
Дальше все по Шекспиру, разве что в сильно сокращенном (для современного зрителя, не готового к полному варианту) виде. Вот Макбет встречается со старшим товарищем по «бригаде» Дунканом, и видно, как парня колбасит, — и боссом стать хочется, и перед ребятами неудобно… Вот он и его жена (Ирина Кривонос) — счастливая пара: и любовь у них, и с сексом все в порядке — сразу видно, — но жена у него стерва, подначивает хорошего пацана, чтобы заказал он старшего товарища Дункана… В общем, убивает Макбет и Дункана, и лучшего друга Банко, и много еще кого приходится ему завалить — пока, наконец, бывший его кореш Макдуфф не кончает его, отомстив за всех пацанов…
 
Шутки шутками, но так пересказать спектакль, в известной степени утрируя, можно с полным правом, поскольку он действительно о том же самом поколении, которое было воспето сериалом «Бригада». Я вот, не чета многим эстетам, к этому сериалу отношусь без всякого пренебрежения: документ эпохи, что вы хотите! Мне кажется, что эта линия получилась у Тимофея Кулябина очень сильной, хоть и не проведенной последовательно — она намечена пунктиром, чуть ли не тремя–четырьмя эпизодами, но зато очень ярко и сильно. Биография этих парней конкретно прописана в их пластике и поведении, они даже одеты-обуты в нечто вроде спортивных штанов и кроссовок. И видно, что понятия для них важнее всего, а особенно — пацанская дружба. Собственно, вся трагедия Макбета в том, что он эту дружбу предает, потому и являются ему на пиру призраки убитых Банко и Дункана, потому и в финале победители играют в футбол — без него. И Телегин играет такого Макбета очень хорошо, демонстрируя всю степень смятения героя и его терзания.

Вся эта история то и дело перебивается мелкой нарезкой: то музыкальными отбивками, то сражениями на мечах, то коллективными танцами — на сцену выскакивает дюжина красивых мускулистых парней с голыми торсами и показывает что-то среднее между шоу балета «Тодес» и пластикой из спектаклей Романа Виктюка. Получается эффектно и красиво, зрителям (особенно женщинам) очень нравится.
 
Но вовсе не танцы виноваты в том, что связной истории про трагедию (ну ладно, про драму) поколения не случилось. Просто молодому режиссеру не удалось эту хорошо намеченную историю развить, насытить полноценной, а не бутафорской кровью, прописать как следует характеры персонажей — все, кроме самого Макбета и отчасти Дункана, выглядят бледными тенями. Да и Телегину, если честно, ничего особо трагедийного и масштабного не сыграть в заданных рамках.
 
Главная беда этого «Макбета» в том, что молодой режиссер оказался неспособным договорить до конца начатое, не смог отчетливо артикулировать мысль, которую, говоря уж совсем банально, хотел донести. Удачные находки просто теряются и не получают никакого развития. Например, вся условно любовно-эротическая линия отношений Макбета с женой… Она же просто оборвана, хотя жутко как точно было бы «проговорить» это исчезновение страсти и любви между супругами-убийцами. Да, много эффектных метафор, но логическая структура спектакля крайне шаткая, объяснения и оправдания многим вещам режиссер не придумал. Например, почему это крутой парень Макбет так боится визгливых ведьмочек-нимфеток? Что это за их учительница Геката? Ну, и масса других подобных вопросов возникает у сколь-либо вдумчивого зрителя, ибо имеющий поначалу четкие точки опоры в современности спектакль постепенно уходит в некие общие места и красивости.
 
Отсутствие логики, впрочем, не помешает спектаклю стать бестселлером — особенно среди женской части театральных зрителей. Танцы, мускулистые юноши… Да и сочувствие женского пола будет явно на стороне Макбета — я сам слышал, как сидящая рядом дама шептала про героиню Ирины Кривонос: «Ну и стерва! И чего тебе только не хватало?»
 
Сергей Самойленко
 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.