Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
23.11.2008
Уже пропели «блин!». Музыкальные театры идут на компромиссы
Прогон оперы «Гамлет»Если некоторое время назад экспериментами фонтанировал в основном балет, теперь внимание на себя перетянула опера.
 
В ней сейчас главенствует, конечно, режиссер. Часто их приглашают из драмтеатра, без всякого знания нот: где найдешь настоящего оперного постановщика — то есть с двойным набором талантов? Ведь опера оказалась на грани вымирания, на границе с той далекой резервацией, где в иллюзорном мире обитают ее верные фанаты.
 
 
Режиссерская фантазия как минимум выдвигает оперную постановку в центр обсуждения. Так что даже противники осовременивания классики вынуждены смириться с модой, шагнувшей из ХХ века в ХХI, несмотря на все вопли.
 
Сцена из оперы «Севильский цирюльник»: Анатолий Григорьев (доктор Бартоло), Алексей Антонов (дон Базилио)В Москве одна оперная премьера за другой. «Женитьба и другие ужасы» в Центре оперного пения Вишневской — оммаж Гоголю к его 200-летию. Сама Галина Павловна, взяв за костяк недописанную оперу Мусоргского «Женитьба», составила настоящее шоу, подключив к ее суровым музыкальным диалогам певучие номера из его же «Сорочинской ярмарки», «Черевичек» Чайковского, «Майской ночи» Римского-Корсакова. Ее задача — дать молодым артистам не только спеть, но подвигаться, пожить в образе. К работе был подключен драматический режиссер Владимир Мирзоев. И все странности его приемов пошли вокалистам, мужественно не терявшим культуры пения, на пользу. Пляской нечистой силы прозвучал вставной Гопак, а в конце спектакля сцена из «Носа» Шостаковича с лихвой оправдала жанр фантасмагории.
 
 
Британский режиссер Элайджа Мошински в «Новой опере» перенес действие своего «Севильского цирюльника» в среднестатистический ХХ век. Актуальности спектаклю это, как ни странно, не прибавило. Зато театр, как всегда, засветил великолепных певцов: «россиниевского» тенора Сергея Романовского (Альмавива), каких еще нет в бедной на сладкие голоса Москве, и уникального комического баса Дмитрия Овчинникова. Его Бартоло на грани нервного срыва, вся эта россыпь отточенных мелких жестов и мастерское пение — вот что сделало нового Россини упоительным!
 
Дальше всех в своем режиссерском замахе пошел Александр Титель в «Гамлете» — опере екатеринбуржца Владимира Кобекина. Малая сцена Московского Музыкального театра — удачное место для шекспировских сюжетов. А Кобекин, кажется, последний, кто способен сочинить современную оперу — столь остроумными, сильно действующими кажутся все эти кричащие, стонущие изыски оркестра или, напротив, фрагменты вызывающей простоты (дирижер Феликс Коробов). Взяв за основу вольный жаргонный перевод Шекспира (согласитесь, ошарашивает, когда в академическом театре поют «Пошел ты в жо-опу!»), композитор точно угадал сегодняшние речевые интонации — Мусоргский обзавидуется!
 
Александр Титель, давно пробующий сделать что-нибудь остросовременное, железной рукой умело обыгрывает конструкцию Эрнста Гейдебрехта — висящее на цепях железное огромное кольцо, и так, и сяк выгораживающее мечущихся героев: Гамлета вида восточного кочевника, Офелию в кедах, длинноногую блондинку Гертруду…
 
Не очень ясно, почему этот «Гамлет» назван «российской комедией»: кроме костюмов и эпатирующего текста ничего нашенского не считывается. Однако благодаря музыке Кобекина по-новому вспомнили Шекспира. И режиссер тут очень помог: без него теперь никуда в современной опере, где уже положено на музыку слово «блин». Лемешевым никак не прикинешься.
 
 
Источник: Новая газета

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.