Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
07.12.2008
На вечере Арслана Мубарякова вспомнили целую эпоху
Арслан МубаряковВечер памяти известного башкирского актера, режиссера и драматурга Арслана Мубарякова прошел 5 декабря 2008 г. в Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури. Он посвящен 100-летию со дня рождения народного артиста СССР, лауреата Государственной премии имени Салавата Юлаева. В режиссерском решении спектакля объединили свои силы два самых титулованных актера театра — Хурматулла Утяшев и Гюлли Мубарякова. Накануне премьеры Гюлли Арслановна рассказала о том, как шла работа над постановкой и почему в этот вечер, посвященный ее знаменитому отцу, решили вспомнить всех башкирских актеров той плеяды.
 
— Мы подумали, что просто необходимо поговорить о тех людях, которые работали вместе с Арсланом Мубаряковым. Чем они жили, когда были молодыми и когда стали зрелыми людьми, и как образовался наш театр, — говорит Гюлли Мубарякова. — Театр был основан в 1919 году, и все актеры 30-40-х годов выросли в этих стенах и позже прославили его на всю страну. Эти первопроходцы все собирали по крупицам. Пробовали и ошибались, падали и снова поднимались. Таким образом достигли величайших вершин мастерства.
 
Историю театра мы показываем через жизнь главного героя торжества Арслана Мубарякова — какое место он занимал, что сделал для его развития. Вечер этим и отличается, что посвящен не только ему, но и тем временам, его товарищам, которые в творчестве были равны. Это такие личности, как Булат Имашев, Файзи Гаскаров, которые были очень дружны с Арсланом Мубаряковым, их судьбы тесно переплетаются. Все они деревенские мальчишки, которые выросли, получили хорошее образование и стали продвигать башкирскую культуру. Отчасти они были романтиками, и это сквозило в их работах. Очень болезненно переживали реалии того времени — всем сердцем верили в руководящих страной лидеров, но также стали свидетелями арестов и репрессий. Но, несмотря на превратности судьбы, которые выпали на их долю, они не изменили делу, которое выбрали на всю жизнь.
 
По словам Гюлли Арслановны, отец всегда стремился познать свою профессию до конца. Он не ограничил свое образование только техникумом искусств, продолжал совершенствоваться и в более зрелые годы. Арслан Мубаряков неоднократно ездил в Москву и учился на различных режиссерских курсах. Там читали лекции знаменитые Всеволод Мейерхольд и Ефим Березин, а также другие признанные мастера театра и кино. Арслан Мубаряков впитывал знания, как губка. Возвращаясь в Уфу, все, что узнал, чему научился, применял в работе.
 
— Простой мальчик, который вырос в детском доме и который даже не догадывался, что такое театр, поднялся до таких высот, что играл в трагедиях Шекспира и преуспел в этом, — продолжает она. — Он был признан одним из лучших исполнителей роли Отелло среди артистов всех театров Советского Союза. Впоследствии он играл в спектаклях по пьесам Антона Чехова и Льва Толстого. Знаменитый монолог Протасова на суде из драмы Толстого "Живой труп" Арслан Мубаряков читал блестяще. Это были удивительные работы. Я тогда была маленькой, но каким он был на сцене, я запомнила навсегда.
 
Произведения Чехова в исполнении той плеяды актеров — это было что-то невообразимое. Зрители всем сердцем сочувствовали героям. Во многом такие сильные эмоции у простой публики возникали благодаря тому, что артисты умели до мельчайших нюансов передать переживания своих персонажей.
 
— Меня до сих пор удивляет, откуда у актеров была такая тонкость понимания страданий чеховских героев. Для этого надо было обладать высокой культурой. Артисты много работали, читали, обменивались друг с другом знаниями. Одно это вызывает чувство большого уважения к той плеяде артистов.
 
В репертуаре театра того времени было много классических постановок. Но вместе с этим в этом храме искусства появлялись и свои драматурги. На сцене театра шли спектакли и по произведениям башкирских авторов — Галимова Саляма и Баязита Бикбая, чьи имена также прозвучат на вечере памяти.
Гюлли Арслановна, вы рассказали, каким Арслан Мубаряков был на сцене, а каким он был в жизни?
 
— Отец был интеллигентным человеком, мягким и в то же время суровым. И еще очень ранимым, как любой творческий человек. Он часто бывал недоволен собой, искал новые подходы к творчеству. Но то, что крепко-накрепко было усвоено им с самого начала актерской стези, — это искренность и правда жизни на сцене.
 
То, что вы выросли в актерской семье, повлияло на то, что продолжили дело отца?
 
— Да, я последовала примеру своих родителей, моя мама тоже была артисткой.
 
Кто примет участие в вечере?
 
— В спектакле задействованы все артисты труппы, что тоже весьма символично, так как в следующем году Башкирский государственный академический театр имени Мажита Гафури отметит свой 90-летний юбилей. При подготовке вечера были использованы воспоминания артистов, драматургов, писателей. В планах не ограничиваться только одним показом спектакля, посвященного Арслану Мубарякову. На сцене театра он будет идти каждый месяц.
 
Вы довольны результатом?
 
— Да, наверное. При отсутствии видеоматериалов, которые бы сохранили для современников сценические образы Арслана Мубарякова, мы постарались по памяти воссоздать ключевые его работы. Думаю, получилось неплохо.
 
Олеся Серегина
 
Источник: БАШвестЪ

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.