Новости
16.12.2008
«Ves mir - teatr». «Гамлет (датский)» в МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко

Вот только боюсь, что эта мировая премьера, несмотря на превосходную работу оркестра под руководством Феликса Коробова и великолепные актерские работы, будет пригодна лишь для детских утренников. И это не в обиду режиссеру Александру Тителю (он создал забавный и довольно остроумный «студийный капустник», что в данном случае более оправдано, чем в его интерпретациях классики), и художнику Владимиру Арефьеву, отправившему героев этой «российской комедии», как и положено, на свалку и заключившему малую сцену театра в кольцо с интернациональной» надписью «VES MIR – TEATR». Они хотели как лучше, они думали, что так будет современно, «модно». Получилось, как всегда.
То, что создали эти шестидесятилетние творцы, буквально и с детской радостью воплощая на сцене близкий их духу тезис автора пьесы «По части “вставить” – все мы мастера», сегодня «тянет» лишь на пережеванный дайджест классики для зомбированных интернетом тинейджеров. Именно их заинтересует открывающая спектакль перепалка стражников: «Японский бог!..» – «Пошел ты в ж...!», не дадут уснуть размышления Гамлета: «Иметь иль быть? Вопросец-то не прост, особенно когда тебя имеют», оживит легкий стриптиз Гертруды и повеселит виртуозный танец безголового «умруна».
По сложившейся традиции, спектакль Тителя вертится вокруг сакраментального вопроса «Иметь иль не иметь?». Ответ режиссера однозначен — иметь! Ну, вот все на протяжении спектакля и имеют всех, ибо, как очевидно: «Прогнил весь мир». Лаэрт имеет Офелию, Гамлет — тоже, безымянные «актеры» имеют друг друга, Клавдий имеет всех.
Среди тотального «перепихона» и бесчисленных режиссерских гэгов на уровне «ниже пояса», множественных цитат и заимствований, бесконечных криков «Скотина» и «Ах ты, сука!» совсем нездешними кажутся лирические откровения Офелии, стоящей в луче света и снега или кружащейся в том же луче в фате, одетой на папаху. Не отсюда и финал, закольцовывающий этого «комедийного» Гамлета, когда после бойни герои возвращаются к зрителю детьми, вспоминающими музыкальную тему актеров из пролога.
Как всегда в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко превосходный актерский ансамбль, радующий свежими голосами, музыкальностью и артистизмом. Молодые певцы-актеры «вытягивают» оперу, с достоинством выпутываясь из любых «предлагаемых обстоятельств».
И лидирует тут, конечно, Сергей Балашов, играющий одного из безымянных «актеров», по ходу действия перевоплощающихся в различных персонажей пьесы. Он абсолютно органичен и в качестве «жирной улитки», и в ролях трусливого стражника, похотливого рэпера Гильденстерна, уморительно «блистательного» Короля в интермедии, фанатичного вожака митингующих «народных масс».
Гамлет Чингиса Аюшеева в отличие от остальных персонажей не весел, скорее мрачен. Его метания на тему «Какое же я все-таки дерьмо!» не вызывают улыбки, они заставляют думать. Думать — зачем этому превосходному певцу с крепким и подвижным тенором «Кончить дядю» и «Пойти повеситься в сортир?».
Офелия Ларисы Андреевой ближе к тителевской вакханалии и карнавалу. Ее оторва-героиня с портретом Димы Билана на майке, как рыба в воде среди обитателей этой российской глубинки — Дании. Да, она шлюха, но шлюха «с понятиями», заливающая свою грусть-тоску добрым винцом, не забывая поделиться «на троих» с Гертрудой и Клавдием.
Думаю, что не правы постановщики «комедийной оперы» «Гамлет», полагающие, что «Театр мне все откроет до конца!». Очевидно, что с ними, как и с Гамлетом, «случилось горе от ума». После просмотра этой мировой премьеры мне ближе слова уральского Горация: «Ступайте, принц! Тут нет альтернативы».
Борис Тарасов
Источник: Театрал