Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
18.12.2008
«Макбет» — «дитя» России и Франции
«Макбет» — «дитя» России и ФранцииНад постановкой международного проекта работали главный дирижер НГАТОиБ Теодор Курентзис и хорошо известный новосибирской публике режиссер из Москвы Дмитрий Черняков. Лучшие творческие силы Новосибирской оперы, приглашенные солисты из Греции, Москвы и Санкт-Петербурга, уникальные декорации, изготовленные в Париже, — все это ждет зрителей на премьере «Макбет».
 
В декабре в Большом зале театра спектаклей не было, потому что подготовка к столь масштабному проекту потребовала максимальной концентрации всех творческих сил театральной труппы. Пока солисты, хор и оркестр театра овладевали всеми изысками музыкального языка будущей постановки, в цехах шла кропотливая работа над многочисленными костюмами к спектаклю. По условиям контракта созданием уникальных декораций занимались специалисты Парижской Национальной оперы. В Россию жесткие конструкции декораций, которые по ходу спектакля должны разрушаться, а затем вновь восстанавливаться, доставлялись по железной дороге в девяти контейнерах.
 
На премьеру оперы приедет идейный вдохновитель российско-французского проекта, интендант Парижской Национальной оперы Жерар Мортье. Переговоры о возможной совместной постановке Мортье вел в Париже с теперь уже экс-директором НГАТОиБ Борисом Мездричем. Решено было, что вся постановочная команда будет из России, оркестры, солисты и хоры будут разные, но фигура дирижера и театральная концепция — одна. В отличие от распространенной практики показа в России спектаклей, поставленных на европейских сценах, премьера оперы «Макбет» состоится сначала в Новосибирске, а затем в Париже, где будет показано более десяти спектаклей, два из которых с участием новосибирских солистов. В театральном сезоне 2009–2010 годов «Макбет» станет репертуарным спектаклем новосибирского театра.
 
В канун знаменательного для театра события музыкальный руководитель постановки и дирижер Теодор Курентзис поделился своими впечатлениями. Дирижер признается, что ранее не испытывал к музыке Верди такого трепетного чувства, как сейчас, работая с оперой «Макбет» . Он ставил много спектаклей: «Фальстаф», «Травиата«, «Бал-маскарад», но опера «Макбет», по его мнению, удивительна тем, что в ней есть индивидуальность.
 
— Когда Жерар Мортье пригласил меня и Дмитрия Чернякова ставить «Макбет» Верди на сцене Opera Bastille в Париже, я согласился, но с сомнением, — вспоминает Теодор. — Митя тогда говорил, что влюбился в эту оперу, и спрашивал меня: «Как тебе Макбет”. Я отвечал: «Пока выясняю отношения».
 
Однажды утром я понял, что тоже покорен этой гениальной музыкой, и, что особенно важно, я нашел себя в музыке. Шекспир — гениальный автор, но либретто оперы, на мой взгляд, просто примитивное. Это все равно, что взять роман Достоевского и сделать из него сериал. Либреттисты — это люди, которые делают адаптации, а гениальность композитора заключается в том, чтобы этот наивный текст наполнить смыслом посредством музыки. Тогда материал становится полноценным. В общем, я сдался — Верди победил. Я с первого момента знал, что буду делать, я слышал все, что буду делать.
 
По словам Теодора Курентзиса, музыкальная палитра оперы поистине уникальна. В ней есть драматизм, судьба, рок, маскарад, сложные отношения. Музыканты оркестра репетируют с огромным удовольствием, потому что такую музыку хочется играть. Тандем Курентзис — Черняков работает плодотворно. Музыкальный руководитель и дирижер обсуждает с режиссером все нюансы будущей постановки. Теодор говорит, что они часто критикуют друг друга, если, конечно, есть повод.
 
— То, что зрители увидят на премьере спектакля, — это «продукт» высочайшего качества, — утверждает дирижер. — Такой скрупулезной работы над музыкой не делал никто из постановщиков. После премьеры оперы «Дон Карлос» было много отзывов, в том числе негативных. Хочу напомнить своим оппонентам, у меня нет цели разрушать привычный взгляд на оперу. Я занимаюсь строительством. Все зависит от глубины фундамента. И еще — музыку слушают не ушами, а душой. Ее надо чувствовать…
 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.