Новости
17.01.2009
От Мендельсона до Шнитке
16 января 2009 г. в Овальном зале Дома правительства Белгородской области состоялся очередной концерт оркестра Белгородской Государственной филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина. Едва ли не впервые программа филармонического абонемента «Виват, Маэстро» была выстроена не только в исторической перспективе (начало XIX — конец XX в.в.), но и обладала внутренними смысловыми перекличками и взаимосвязями.
В 1-ом отделении были исполнены Увертюра Ф. Мендельсона к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1826 г.) и созданная более ста пятидесяти лет спустя парадоксальная реплика А. Шнитке на хрестоматийно знаменитую увертюру Мендельсона — 10-минутная пьеса «Не сон в летнюю ночь» (не по Шекспиру).
2-е отделение целиком заняла 8-частная сюита А. Шнитке «Ревизская сказка», возникшая из музыки к одноименному спектаклю по произведениям Н. В. Гоголя Московского театра на Таганке (спектакль 1981 г., режиссёр Ю. Любимов).
Ведущая концерта, музыковед Наталья Гирявенко, очень точно заметила, что в этот вечер удивительным образом соединились памятные даты и музыкального, и литературного календаря, ибо 2009 год — это год 200-летия Ф. Мендельсона и Н. В. Гоголя, год 445-летия со дня рождения В. Шекспира и, наконец, год, в котором мы бы отмечали 75-летие ушедшего 10 лет назад из жизни Альфреда Шнитке.
Музыку Мендельсона (кроме Увертюры прозвучали ещё три фрагмента к шекспировскому спектаклю — Интермеццо, Ноктюрн и знаменитый Свадебный марш) и произведения Шнитке объединяет изначальная родовая связь с литературой, но трудно было бы найти более полярный контраст мироощущений, чем тот, который заложен в сопоставлении их имён.
Со всей свежестью юношеских чувств 17-летний Мендельсон воплотил гармонию шекспировской фантазии в мелодиях редкого обаяния и оркестре неслыханной дотоле тембровой красочности.
Оба впервые звучавшие в Белгороде сочинения Шнитке находятся в русле его главной темы — темы распятия гармонии в диссонантной и дисгармоничной среде обитания современного человека.
Словесный каламбур оригинального авторского немецкого названия «Не сон в летнюю ночь» («(K)ein Sommernachtsraum») — полемически заострён против утопии романтических идеалов. Написанная в 1985 г. «(K)ein Sommernachtsraum» была свидетельством международного признания А. Шнитке, в то время как на родине, в СССР, композитор находился в положении изгоя, не издавался и не исполнялся.
Главный нерв вчерашнего концерта пролегал через музыку Шнитке, в то время как Мендельсон прозвучал как не более чем обязательная дань классику, вызвав всего лишь сдержанно-вежливые аплодисменты хорошо заполненного зала.
Зато музыку Шнитке ожидал самый горячий приём. В мендельсоновско-моцартовской пьесе Шнитке основная тема в характере менуэта подвергается чудовищным деформациям, коверкается, расплывается в режущих ухо звучностях, а её возвращение в заключении напоминает одинокую поминальную свечу.
«Ревизская сказка» (1981 г.) была потрясающе рельефным инструментальным театром, музыкальной фантасмагорией гротесковых гоголевских масок, где в необыкновенной по своей выразительности русской песенной интонации финальной части («Завещание»), казалось, просвечивало лицо великого писателя с его страдальческим, пронизанным бесконечной болью вопросом — «Куда ж ты несёшься, Русь, дай ответ». Но ответа нет, и музыка заканчивается многоточием...
Предполагается, что новая замечательная работа оркестра ещё прозвучит в весенних концертах белгородской филармонии, связанных с празднованием 200-летия со дня рождения Н. В. Гоголя.
Нина Синянская
Источник: А-фишка