Новости
28.01.2009
Еще немного о готовящейся премьере в «Другом театре»

«Я встречался с Бродским однажды на приеме у его издателя.
Он сказал мне, что перевел мою пьесу. Я почувствовал себя невероятно польщенным и страшно смутился. Это было через несколько недель после того, как он получил Нобелевскую премию».
Т. Стоппард
Британец чешского происхождения Том Стоппард — крупнейший современный драматург; а после смерти Гарольда Пинтера, случившейся аккурат в канун Рождества 2008 года, он может по праву считаться «драматургом № 1» как в Соединенном королевстве, так и во всем мире.

Широкой публике Стоппард известен как автор сценария фильма «Влюбленный Шекспир», за который он получил сразу две награды — «Оскар» и «Золотой глобус» (вторая по престижности американская кинопремия). Впрочем, снятый им самим по собственной пьесе фильм «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» также имел большой успех и в 1990 году получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Заглавных героев в фильме сыграли Тим Рот и Гэри Олдмен, а предводителя бродячей труппы — Ричард Дрейфус.
В Москве «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» ставилась всего один раз (в 1990 г. в театре им. В. Маяковского, реж. Евгений Арье). Зато в 2007 году в РАМТе вышла трилогия «Берег утопии» — по одноименному триптиху о России середины XIX века и ее героях — Белинском, Герцене, Огареве, Тургеневе, Бакунине. Сам автор был на премьере, да и вообще, говорят, часто наведывается в Россию.
Остается добавить, что в конце 60-х пьесу Стоппарда перевел на русский не кто-нибудь, а Иосиф Бродский, ничего не знавший об авторе, но восхитившийся свободой, с которой тот обращался с героями самого Шекспира (кстати, есть серьезное подозрение, что свою единственную пьесу «Мрамор» Бродский написал именно в подражание Стоппарду). С тех пор появилось много подобных пьес — «Фортинбрас спился» Я. Гловацкого, «Гамлет в остром соусе» А. Николаи, «Гамлет-машина» Х. Мюллера и даже «Гамлет. Версия» Б. Акунина, но стоппардовская остается в этом ряду первой. Во всех отношениях.
Ну, и в заключение — сам автор о своем произведении:
«Я не считаю, что “Розенкранц и Гильденстерн…” — это театр абсурда. В ней есть логика, рассказ идет последовательно, по прямой линии. Это скорее философская комедия
Фото: www.stoppard.org
Источник: Квартет И