Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
31.01.2009
Благородная роль Закии Арслановой
Благородная роль Закии Арслановой31 января 2009 г. народной артистке Республики Башкортостан Закие Арслановой исполняется 90 лет. В Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури, где Закия Шайдулловна проработала почти 40 лет, в этот день пройдет творческий вечер, в котором примет участие сама юбилярша. Известную актрису с днем рождения поздравят ведущие артисты театра — Нурия Ирсаева, Хурматулла Утяшев, Ильдар Гумеров, Алсу Бахтиева и другие. Они представят фрагменты из спектаклей, в которых когда-то играла Закия Арсланова, расскажут о ее творческом пути, исполнят ее любимые песни.
 
Закия Арсланова создала много ярких образов, сыграла почти все роли в классических постановках, которые мечтает исполнить каждый уважающий себя актер. Сеньора Капулетти в "Ромео и Джульетте" Уильяма Шекспира, Анисья во "Власти тьмы" Льва Толстого, Ксения в "Разломе" Бориса Лавренева, Галима в спектакле "Черноликие" по произведению Мажита Гафури и другие характерные образы, которые требуют многих знаний, эмоций, чувств.
 
В будуаре актрисы над трехстворчатом старинном трюмо, на котором в порядке разложены предметы дамского туалета и аксессуары, висят фотографии Закии Арслановой и ее мужа — ныне покойного известного башкирского артиста Гаты Арсланова.
 
— Во всех спектаклях он играл только героев, — говорит Закия Шайдулловна. — Он был очень красивым и талантливым артистом.
 
Молодые люди познакомились в Уфимском театрально-художественном училище (ныне Уфимское училище искусств — прим. ред.). Закия училась на третьем курсе, когда к ним на факультет из московского вуза перевелся Гата Арсланов.
 
— Черноволосый кудрявый парень сразу начал ухаживать за мной, — рассказывает Закия Шайдулловна. — Я была хороша собой, к тому же отличница. Я помогала ему по сценической речи.
 
Закия Арсланова — знатная чтица. Ее талант к выразительному чтению был не раз оценен на конкурсах чтецов, которые проходили в Москве. Для исполнения она выбирала произведения Максима Горького, проникновенно читала наизусть огромные фрагменты из пьесы "На дне" и сказку в стихах "Девушка и смерть". До сих пор без запинки, с особым чувством по памяти читает произведения Мустая Карима и Назара Наджми — одних из самых ее любимых авторов. С большим уважением относится к творчеству Антона Чехова и, мгновенно выбрав необходимые для чтения прозы ритм и интонацию, декламирует:
 
— Однажды, когда она еще была моложе, красивее и голосистее, у нее на даче, в антресолях, сидел Николай Петрович Колпаков, ее обожатель. Было нестерпимо жарко и душно. Колпаков только что пообедал и выпил целую бутылку плохого портвейна, чувствовал себя не в духе и нездорово. Оба скучали и ждали, когда спадет жара, чтоб пойти гулять, — большой отрывок из рассказа "Хористка" Закия Шайдулловна произносит без единой запинки, с отточенным годами мастерством. — Сколько раз я читала это произведение, и не счесть, — говорит она, — публика всегда хорошо воспринимала его.
 
Среди портретов на стене есть только один, где фотограф запечатлел Закию Арсланову в сценическом образе. Артистка играла Диану — героиню пьесы итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо "Филумена Мартурано". В платье из струящейся ткани, с собранными в высокую прическу волнистыми волосами и длинными стрелочками на глазах — Закия Арсланова удивительно хороша.
 
— С этой фотографией я не расстаюсь никогда, — говорит она. — Диана — моя любимая роль. Мне больше удавались образы благородных дам, нежели простых женщин, — продолжает Закия Шайдулловна.
 
— Откуда же у выросшей в деревенской семье будущей артистки такое чуткое понимание прекрасного?
 
— Моя мама была очень оригинальным человеком. Всему, что я умею, меня научила она. Мама была домохозяйкой, но по тем временам считалась образованной — читала Коран, знала арабский язык. Она была мудрой женщиной. Именно мама поддержала меня, когда я решила стать актрисой. Я начинала учиться в строительном техникуме. Однажды мы вместе с подружками пошли на спектакль, и я сразу же влюбилась в театр. Строительный техникум бросила и уехала домой в деревню — готовиться к вступительным экзаменам в театрально-художественное училище. Легко прошла конкурс — у меня была хорошая дикция, я неплохо пела, читала стихи. Моим педагогом в училище был выдающийся мастер башкирского театрального искусства Тимербулат Имашев.
 
Актеров бывших не бывает. И даже если они больше не играют на сцене, все равно остаются артистами. Это узнается по их осанке, по манере говорить, двигаться.
 
— Я просыпаюсь рано утром и, нужно — не нужно, всегда делаю легкий макияж, раз в месяц обязательно посещаю мастера по маникюру. И еще я молюсь. Раньше читала намаз пять раз в день, сейчас только два раза — утром и вечером, — при этих словах Закия Шайдулловна показывает на расстеленный в углу комнаты маленький зеленый коврик, сидя на котором, она читает молитвы. — Для меня это, во-первых, гимнастика, во-вторых, я служу Богу, молюсь за всех нас, — говорит Закия Арсланова.
 
Олеся Серегина
 
Фото Андрея Старостина
 
Источник: БАШвестЪ

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.