Новости
12.02.2009
95 лет со дня рождения Михаила Названова
Прославленным пианистом, а вовсе не актером, мечтали видеть Михаила Названова его родители, и он, кажется, был совсем не против. Учился в музыкальном училище при Московской консерватории, но в семнадцать лет неожиданно для многих променял музыкальную сцену на театральную. «Его внутренние мотивы — это тайна. Мать всю жизнь его пилила за то, что он бросил инструмент: "Миша, Болеслав Яворский говорил, что у тебя рука Ференца Листа. Как ты мог бросить?"» — рассказывает историк, исследователь творчества Михаила Названова Игорь Гаврилов.
Сегодня возникает совсем другой вопрос: как можно было сомневаться в том, что призвание Названова — быть актером? Не имея театрального образования, он создал великолепную галерею образов на сцене и в кино. Молодой советский воин Андрей Панов, властный и трусливый король Клавдий... Свою любимую роль, по признанию самого Михаила Названова, он сыграл в Театре имени Пушкина, в спектакле «Свадьба Кречинского». «Названов с двадцатилетнего возраста мечтал сыграть Кречинского. Вы бы только видели, как он готовился к этой роли. За два дня он запирался в своей комнате. Нельзя было к нему ни постучаться, ничего. Миша готовился к роли Кречинского», — продолжает Игорь Гаврилов.
Театр и кинематограф никогда не вели между собой борьбу за внимание Михаила Названова. Он много снимался, хватало ролей и в театре. К моменту, когда режиссер Владимир Басов пригласил Названова в кинодилогию «Первые радости» и «Необыкновенное лето», он уже был знаменитым актером, лауреатом трех Государственных премий СССР, а Виктор Коршунов только делал первые шаги в кино. «Он меня взял за руку и отвел в сторону, посадил, сел рядом и говорит: "Только не волнуйся. Я тебя очень прошу, не беспокойся, спокойно. Работаем. Давай повторим нашу сцену". Мы с ним повторили нашу сцену, прошли, он какие-то вещи поправил, подсказал», — вспоминает народный артист СССР Виктор Коршунов.
В работе Михаил Названов всегда был отзывчивым, внимательным к коллегам и в то же время очень требовательным. «Когда он приходил, на съемочной площадке сразу воцарялся порядок, и люди как-то подтягивались. Все понимали, что при нем чего-то лишнего не должно быть», — продолжает Коршунов.
Музой Михаила Названова была актриса Ольга Викландт. Об их любви слагали легенды. Специально для мужа Ольга Артуровна в Театре имени Пушкина поставила спектакль «На бойком месте», а Названов снял дня нее кино. «Когда встретился с Ольгой Артуровной Викландт, он ей поклялся: "Я вижу в тебе Мирандолину, и я клянусь, что я поставлю фильм "Хозяйка гостиницы" с твоим участием"», — замечает историк Игорь Гаврилов.
Свое обещание он выполнил. В 1956 году на экраны вышла картина «Хозяйка гостиницы» — режиссерский дебют Михаила Названова. Роль короля Клавдия в фильме Григория Козинцева «Гамлет» стала последней актерской работой Михаила Названова. Сразу после премьеры фильма его не стало. Но остались роли. Такие разные и такие яркие.
Источник: Культура