Новости
24.02.2009
Олег Янковский отметил юбилей
Президент России Дмитрий Медведев наградил любимого актера орденом и поздравил с юбилеем.
Школа жизни преподносила “дворянину джезказганского двора”, Олегу Янковскому, самые разнообразные уроки. Вот, к примеру, уличный — окрестная шпана собирается побить его за то, что бабушка-дворянка обращается к внуку по-французски. А вот братский — средний брат, Николай, рабочий завода, кормилец семьи, мечтавший о театре и тайком поступивший в знаменитое Саратовское училище (семья уже перебралась в Саратов) смолчит, когда младший, Олег, объявит, что его без экзаменов зачислили на актерский факультет. Николай, не моргнув, решает уступить младшему свой счастливый шанс. Такие уроки не забываются.
На дипломном экзамене он играет Тузенбаха — робкого ангела с подрезанными крыльями. Спустя несколько лет — князя Мышкина, у которого, по свидетельству очевидцев, в сценах с Настасьей Филипповной под глазами проступали темные круги. И долгие годы потом Олег Янковский будет щедро восхищаться великой ролью Смоктуновского, Мышкин — Мышкиным.
В 73-м новоиспеченный худрук “Ленкома” Марк Захаров делает один из главных стратегических шагов по строительству своего театра — едет в Саратов смотреть (как раз в “Идиоте”) молодого актера, записав на бумажке фамилию, что все время выскакивает у него из головы. Евгений Леонов, вернувшись со съемок фильма “Гонщики”, просто замучил его рассказами о нем. А через несколько месяцев актер из Саратова уже репетирует в ленкомовском “Автограде ХХI”. Интуиция Захарова безошибочно подсказывала окружать себя грандиозными актерами, которые совсем не похожи на апологетов фирменного захаровского стиля. Из их числа Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Инна Чурикова. И, безусловно, Олег Янковский.
Трагический Петр I, в который раз “в последний раз” молит Господа (а выше над ним и нет никого) за Россию. Элегантный мсье Амилькар, покупающий себе чувства. Сосредоточенный, рефлексирующий Тригорин, благородный Беринг из “Оптимистической трагедии”, жесткий Гамлет, загадочный учитель физкультуры Трубецкой из “Школы для эмигрантов”.
Отдельность, особость Олега Янковского видна даже в таком параде звезд, какой стала захаровская “Женитьба”. В насквозь гротесковую (в кои-то веки) роль Жевакина актер вносит несколько минут такого трагизма, что сжимается сердце. Не за семнадцатой по счету невестой приходит этот Балтазар Балтазарыч с кустистыми бровями — за окончательным приговором. Свадебное фиаско вычеркивает его не из списка женихов — из списка живых. И, осознав это, седой морячок в детском мундирчике точно враз слепнет от тоски. И долго еще стоит в ушах его плач, больше похожий на вой осиротевшего пса.
В кино Олег Янковский попал благодаря фактуре.
— Это физик или филолог? — отмахнулся Владимир Басов, когда ему указали на молодого актера за соседним столиком в ресторане с “лица необщим выраженьем”. Так нашелся исполнитель на роль совестливого, рефлексирующего немца Генриха Шварцкопфа. Мимо этого лица не смогла пройти и Лариса Тарковская, пригласив Янковского в фильм “Зеркало”.
Зеркало — вообще одно из ключевых слов для понимания загадки Олега Янковского. Но не то, на которое “неча пенять”, а то, что поворачивает “глаза зрачками в душу”, не способное лгать и отражающее бесконечность. Советские “дети полдорог” и проигранных жизней горестно замирали, узнавая себя в неприкаянном продрогшем Сергее Макарове из “Полетов во сне и наяву”. Вглядываясь в это зеркало, люди видели не себя, но лучшее в себе.
Лирический герой Олега Янковского вносит ноту “высокой боли”, осознанно выбранную сумасшедшинку в душную “разумность” окружающей жизни. Так взбирается на небо по бесконечной веревочной лестнице его Мюнхгаузен, не желая принимать участие во всеобщем праздновании 32 мая. Так выполняет поручение безумного итальянца Доменико спасти человечество русский писатель Андрей Горчаков, который сосредоточенно бредет по воде и грязи с горящей свечей, преодолевая боль и открытое всем ветрам пространство, закрывая пламя своим телом. Потребность в этом качестве была и в глухие застойные, и в “лихие девяностые”, и в сытые нулевые — и видимо, будет всегда.
По сообщению пресс-службы Кремля, президент России Дмитрий Медведев наградил артиста Олега Янковского орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства.
ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ
Школа жизни преподносила “дворянину джезказганского двора”, Олегу Янковскому, самые разнообразные уроки. Вот, к примеру, уличный — окрестная шпана собирается побить его за то, что бабушка-дворянка обращается к внуку по-французски. А вот братский — средний брат, Николай, рабочий завода, кормилец семьи, мечтавший о театре и тайком поступивший в знаменитое Саратовское училище (семья уже перебралась в Саратов) смолчит, когда младший, Олег, объявит, что его без экзаменов зачислили на актерский факультет. Николай, не моргнув, решает уступить младшему свой счастливый шанс. Такие уроки не забываются.
На дипломном экзамене он играет Тузенбаха — робкого ангела с подрезанными крыльями. Спустя несколько лет — князя Мышкина, у которого, по свидетельству очевидцев, в сценах с Настасьей Филипповной под глазами проступали темные круги. И долгие годы потом Олег Янковский будет щедро восхищаться великой ролью Смоктуновского, Мышкин — Мышкиным.
В 73-м новоиспеченный худрук “Ленкома” Марк Захаров делает один из главных стратегических шагов по строительству своего театра — едет в Саратов смотреть (как раз в “Идиоте”) молодого актера, записав на бумажке фамилию, что все время выскакивает у него из головы. Евгений Леонов, вернувшись со съемок фильма “Гонщики”, просто замучил его рассказами о нем. А через несколько месяцев актер из Саратова уже репетирует в ленкомовском “Автограде ХХI”. Интуиция Захарова безошибочно подсказывала окружать себя грандиозными актерами, которые совсем не похожи на апологетов фирменного захаровского стиля. Из их числа Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Инна Чурикова. И, безусловно, Олег Янковский.
Трагический Петр I, в который раз “в последний раз” молит Господа (а выше над ним и нет никого) за Россию. Элегантный мсье Амилькар, покупающий себе чувства. Сосредоточенный, рефлексирующий Тригорин, благородный Беринг из “Оптимистической трагедии”, жесткий Гамлет, загадочный учитель физкультуры Трубецкой из “Школы для эмигрантов”.
Отдельность, особость Олега Янковского видна даже в таком параде звезд, какой стала захаровская “Женитьба”. В насквозь гротесковую (в кои-то веки) роль Жевакина актер вносит несколько минут такого трагизма, что сжимается сердце. Не за семнадцатой по счету невестой приходит этот Балтазар Балтазарыч с кустистыми бровями — за окончательным приговором. Свадебное фиаско вычеркивает его не из списка женихов — из списка живых. И, осознав это, седой морячок в детском мундирчике точно враз слепнет от тоски. И долго еще стоит в ушах его плач, больше похожий на вой осиротевшего пса.
В кино Олег Янковский попал благодаря фактуре.
— Это физик или филолог? — отмахнулся Владимир Басов, когда ему указали на молодого актера за соседним столиком в ресторане с “лица необщим выраженьем”. Так нашелся исполнитель на роль совестливого, рефлексирующего немца Генриха Шварцкопфа. Мимо этого лица не смогла пройти и Лариса Тарковская, пригласив Янковского в фильм “Зеркало”.
Зеркало — вообще одно из ключевых слов для понимания загадки Олега Янковского. Но не то, на которое “неча пенять”, а то, что поворачивает “глаза зрачками в душу”, не способное лгать и отражающее бесконечность. Советские “дети полдорог” и проигранных жизней горестно замирали, узнавая себя в неприкаянном продрогшем Сергее Макарове из “Полетов во сне и наяву”. Вглядываясь в это зеркало, люди видели не себя, но лучшее в себе.
Лирический герой Олега Янковского вносит ноту “высокой боли”, осознанно выбранную сумасшедшинку в душную “разумность” окружающей жизни. Так взбирается на небо по бесконечной веревочной лестнице его Мюнхгаузен, не желая принимать участие во всеобщем праздновании 32 мая. Так выполняет поручение безумного итальянца Доменико спасти человечество русский писатель Андрей Горчаков, который сосредоточенно бредет по воде и грязи с горящей свечей, преодолевая боль и открытое всем ветрам пространство, закрывая пламя своим телом. Потребность в этом качестве была и в глухие застойные, и в “лихие девяностые”, и в сытые нулевые — и видимо, будет всегда.
По сообщению пресс-службы Кремля, президент России Дмитрий Медведев наградил артиста Олега Янковского орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства.
ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ
Какой герой у вас ассоциируется с Олегом Янковским?
Михаил АНТОНЦЕВ, депутат Мосгордумы:
– В моей памяти сразу же всплывают два героя: Барон Мюнхаузен и Игорь Брагин из фильма “Влюблен по собственному желанию”.
Ольга Фукс
Источник: Вечерняя Москва
Александр Лазарев-младший: «Он никого не обделяет своим вниманием»
Олег Иванович всегда меня удивляет своим обаянием и невероятной энергетикой. Это — отличительная черта больших артистов: сколько бы лет он не играл в театре и в кино, он все равно удивляет не только публику, но и своих партнеров.
Никогда не забуду, как они вместе с Александром Збруевым репетировали с нами спектакль «Гамлет», который поставил в «Ленкоме» Глеб Панфилов. На премьере его играли Янковский, Збруев и Александр Абдулов, но пришло время передать эти роли молодым артистам: Дмитрию Певцову, Виктору Ракову и мне. Янковский и Збруев в течение двух месяцев репетировали с нами каждый день. Олег Иванович — занятой человек, он много снимался в кино, играл в театре, но, передавая нам этот спектакль, находил время, чтобы работать с нами ежедневно.
Никогда не забуду, как они вместе с Александром Збруевым репетировали с нами спектакль «Гамлет», который поставил в «Ленкоме» Глеб Панфилов. На премьере его играли Янковский, Збруев и Александр Абдулов, но пришло время передать эти роли молодым артистам: Дмитрию Певцову, Виктору Ракову и мне. Янковский и Збруев в течение двух месяцев репетировали с нами каждый день. Олег Иванович — занятой человек, он много снимался в кино, играл в театре, но, передавая нам этот спектакль, находил время, чтобы работать с нами ежедневно.
Источник: Газета