Новости
11.03.2009
«Капулетти и Монтекки» Беллини не по Шекспиру
Возвращение на сцену Анны Нетребко после родов стало одним из самых обсуждаемых событий в мире классической музыки. Первое появление на сцене новоиспеченной матери пришлось на «Лючию ди Ламмермур» — и было принято зрителями с энтузиазмом (хотя и вызвало некоторое количество скептических отзывов у профессиональных критиков), а теперь Нетребко планирует четыре выступления в партии Джульетты в «Капулетти и Монтекки» Беллини. Но самое примечательное, что во всех четырех спектаклях «партнером» Анны будет «оперная звезда №2» — Элина Гаранча, которая сыграет и споет Ромео (напомним, эта партия была написана Беллини для меццо-сопрано).
Но и это еще не все! Говоря языком шоу-бизнеса, «живые» выступления Анны и Элины будут даны в поддержку двойного альбома с той же оперой. Расчет понятен: меломаны, купившие диск, захотят услышать то же самое вживую, а зрители, пришедшие на спектакль, не откажут себе в удовольствии переслушать дома любимые фрагменты в записи. Именно поэтому релиз двойного альбома был придержан до февраля текущего года, хотя запись состоялась в апреле 2008 года. Ну и, конечно, не обошлось без положенных атрибутов в виде тематической фотосессии (кадры из которой вы видите в оформлении этой статьи), рекламного ролика (его можно посмотреть здесь), серии интервью и т. п.
Впрочем, Бог с ними с маркетинговыми ухищрениями. Для меломана куда важнее, насколько хороша получилась сама запись: учитывая, что Нетребко считается сейчас одной из лучших белькантовых певиц, а Гаранча месяц назад выпустила целый альбом с белькантовым репертуаром (где есть и несколько номеров из «Капулетти и Монтекки»), надежды на высочайший уровень исполнения выглядят вполне оправданными. Но для начала — пара слов о самой опере.
Опера
«Капулетти и Монтекки» была написана в 1830 году, то есть ровно посередине творческого пути Беллини (напомним, он сочинял с 1825 по 1835 годы). Однако, все самые известные его произведения («Норма», «Сомнамбула», «Пуритане») появились уже после «Капулетти и Монтекки». Таким образом, эта опера оказалась чем-то вроде «генеresources/6773-original.jpegральной репетиции» для композитора. И в музыке это отлично чувствуется. С одной стороны, фирменные черты стиля Беллини здесь уже присутствуют: очень пластичные и распевные мелодии, протяжные инструментальные соло, обилие изящных колоратур в женских партиях... Тем не менее, после прослушивания ни одна из тем не запоминается, оркестр звучит большей частью совершенно безлико (за исключением уже упомянутых соло), а обилие оперных штампов вызывает постоянное ощущение дежа вю.
Есть и откровенные заимствование: так, ария Джульетты Oh! Quante Volte (I акт) является переработкой романса Нелли Dopo l'oscuro nembo из ранней оперы Беллини «Адельсон и Сальвини» (его вы можете услышать на альбоме Bel Canto Гаранчи) — композитор даже сопровождение не потрудился изменить, не говоря уже о гармонии. Кроме того, в опере встречаются моменты, не столь откровенные (в плане сходства), но оттого не менее броские: вступление ко второму акту начинается с того же мотива, что и увертюра к «Свадьбе Фигаро» Моцарта, а в дуэте Ромео и Джульетты Vieni, ah! Vieni, in me riposa мы слышим зачатки будущего дуэта Артуро и Эльвиры Vieni, vieni fra queste braccia из «Пуритан». Совпадения начальных слов, право, не случайность, равно как и совпадение тональностей (что доказывает заимствование).
Конечно, можно сказать, что «Пуритане» были написаны позже «Капулетти и Монтекки», поэтому претензий быть не может, да вот только музыка в «Пуританах» куда ярче, поэтому именно дуэт из «Капулетти и Монтекки» ассоциируется с «Пуританами», а не наоборот. Но и на этом проблемы оперы не закачиваются. Еще одно слабое место — сюжет. За основу либретто была взята не великая трагедия Шекспира, а итальянская пьеса XVIII века, основанная на источнике XVI века. В итоге, история влюбленных подростков окрасилась в политические тона (Монтекки и Капулетти принадлежат к противоборствующим партиям), при этом Ромео, оказался не романтичным юношей, а чуть ли не военным лидером, Лоренцо «лишился» священного сана и предстал аптекарем, а Тибальд (здесь — Тебальдо) «поменял статус» с брата Джульетты на ее жениха. В общем, воспринимать все это удается с большим трудом, а уж сострадать героям и вовсе не хочется.
Исполнение
Спрашивается: почему же именно это произведение Беллини — не самое удачное, с какой стороны не взгляни, — было выбрано для записи и исполнения крупнейшими оперными звездами современности? На мой взгляд, ответ лежит опять-таки в маркетинговой плоскости: сколь бы ни были популярны и любимы меломанами Гаранча и Нетребко по отдельности, их дуэт привлекает особое внимание. А в «Капулетти и Монтекки» как раз имеется идеальный материал для такого союза (две равнозначные и равновыигрышные партии — чтобы ни одной примадонне не было обидно.
В принципе, Анна и Элина уже неоднократно выступали вместе: самый известный пример — это, конечно, концерт в Баден-Бадене, изданный впоследствии на CD, DVD и Blu-ray под названием Opera Gala. Да и в студии красоткам приходилось встречаться: их дуэты можно найти на альбомах Нетребко Opera Arias и Souvenirs, а также на сборнике Mozart Album. Но полномасштабного совместного проекта у них пока не было. Теперь есть. И, надо признать, обе певицы проявили себя с самой лучшей стороны. Именно из-за них этот диск слушать интересно. Запись не восхищает в музыкальном плане (поскольку опера не самая выдающаяся), но захватывает в вокальном отношении.
Следить за тем, как Гаранча и Нетребко преодолевают порой чрезмерные сложности беллиниевской партитуры (верхние ре и ми-бемоль у Анны мелькают несколько раз за акт, Гаранче приходится брать до), но при этом стараются не забывать о кантилене — крайне увлекательно! Поэтому если вы относите себя к ценителям вокального искусства или просто являетесь поклонником Нетребко и Гаранчи — CD «Капулетти и Монтекки» подарит вам море удовольствия. Но если же вам хочется послушать этих певиц в белькантовом репертуаре, а покупать дорогое двухдисковое издание «жаба душит», да и слушать лень, то выберете лучше Bel Canto Гаранчи и Sempre Libera Нетребко — либо подождите, пока Deutsche Grammophon выпустит однодисковый сборник лучших номеров из «Капулетти и Монтекки» (как они это уже делали со «Свадьбой Фигаро» и «Травиатой»).
Благодарим компанию Universal Music Rus
и лично Веру Горбуленко за предоставление диска на обзор
и лично Веру Горбуленко за предоставление диска на обзор
Сергей Уваров
Источник: iXBT.com