Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
27.03.2009
Гамлет XX века
28 марта — день рождения великого русского актера Иннокентия Смоктуновского.

Гамлету XX века было куда труднее, чем первому принцу Датскому.

Гамлету XX века было куда труднее, чем первому принцу Датскому.
Кадр из фильма «Гамлет»

 
«Гений и злодейство — две вещи несовместные». Памятные слова из «Моцарта и Сальери» Пушкина. Обычно их считают прекраснодушным идеализмом. Или по крайней мере данью той гармонической картине мира, которой был верен Моцарт. Суровая действительность вроде бы и в самом деле полна примеров, когда «две вещи несовместные» уживаются в одной творческой натуре.
 
Но не будем спешить. Во-первых, так ли беспроблемно уживаются? Во-вторых, с точки зрения чистой логики русского языка, вне контекста пушкинской трагедии, в этой максиме может подразумеваться не только то злодейство, которое внутри гения, но и то, которое вовне. А это уже другой поворот заявленной проблемы, который ее существенно обостряет. И в XX веке в странах, переживших тоталитаризм, давления «внешнего» злодейства не мог избежать никто.
 
28 марта — день рождения великого русского актера Иннокентия Смоктуновского (1925–1994). Он сыграл множество ролей — и современных персонажей, и из классического наследия. Но, может быть, самой важной, самой нагруженной смыслами и ассоциациями стала роль Гамлета в фильме Григория Козинцева, поставленном в 1964 году. То есть героя, который попытался побороть внешнее зло путем возмездия.
 
И здесь вспоминается одна деталь актерской биографии Смоктуновского. А именно: первый театр, где он вышел на сцену, был в Норильске. Потому что ему, бывшему военнопленному, надо было, по его словам, «затеряться... в девятом круге сталинского ада, среди ссыльных и лагерей». В другие города с его анкетой было нельзя — паспортный режим. И если Гамлету Шекспира надо было одолеть внешнее зло, то актеру-Гамлету в фильме Козинцева требовалось доказать, что в сегодняшнем мире, после ГУЛАГа, вообще возможен Гамлет.
 
Он это доказал. Есть разные способы удостовериться в его успехе. Все высокие слова похвал уже сказаны. Я приведу довод иного рода: через два года после экранизации Шекспира Смоктуновский сыграл незадачливого борца со злом Юрия Деточкина в рязановской комедии «Берегись автомобиля», который, как известно, играл Гамлета в народном театре. То есть большой привет принцу Датскому. Смоктуновский пародировал самого себя. А значит, в нем самом был объект пародии.
 
Что, конечно, не означает, что всякий творец, любое творчество выдержат атмосферу тоталитарности. 28 марта 1930 года Михаил Булгаков написал письмо советскому правительству, прося об одном: его, «писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на свободу». После чего Сталин позвонил Булгакову и спросил его: «А может быть, правда — вас пустить за границу? Что — мы вам очень надоели?» Хочется сказать: да, конечно... Но — не пустили. Потом Булгаков шутил: не удалось поехать на Сену, так поеду летом на Клязьму — как-никак тоже река. Хотя в том-то и фокус, что в несвободном мире и реки совсем другие.
 
И еще одна дата приходится на 28 марта — в этот день в 1868 году родился единый в разных лицах классик русской литературы Максим Горький (ум. 1936), он же Алексей Максимович Пешков. В свое время по поводу героев Николая Лескова он заметил, что они хотят сотворить чудо, потому что не могут творить историю. И это наблюдение можно отнести к самому Горькому, который с проблемой изображения действительности был в сложных отношениях. В официальную историю советской литературы он вошел как основоположник социалистического реализма. И в этом есть доля правды — Горький был убежден, что надо не изображать жизнь такой, как она есть, а приподнимать ее. То есть именно что совершать чудо. Его философские воззрения сформировались под влиянием Ницше, и он полагал, что художник не столько отражает действительность, сколько воздействует на нее с помощью своей воли. Его задача — преобразить мир. Что было попутно переходу от старого, буржуазного общества к новому, социалистическому.
 
Но пока у большевиков еще толком не знали, как управиться со свалившейся на них властью, пока бушевала в России иррациональная стихия, Горький был защитником рационального начала в жизни общества. Он написал «Книгу о русском крестьянстве», беспощадно безыллюзорную. И «Несвоевременные мысли» в защиту разума, разойдясь с большевиками. До поры до времени. Потом его эстетика — волевая, романтическая ее сторона — была взята на вооружение советской властью. И места для дискуссий с нею у него уже не было. Тогда и прозвучала его печально известная формула, в которой нуждалась власть: «Если враг не сдается, его уничтожают»...
 
Активизм Горького, его обожествление героического начала и порыв к преобразованию действительности — это было как раз то, в чем нуждалась партия большевиков. Тип руководителя, который она пестовала, воспитывался как раз на подобных устремлениях. Пример тому — один из страшных персонажей отечественной истории, родившийся 29 марта 1899 года Лаврентий Берия. Он ведь был менеджер-универсал. И нарком внутренних дел — руководитель террора, и координатор ядерной программы, командовавший физиками. А рычаги управления в его руках были такие весомые, что ученые делали все, что могли, и более того.
 
Некоторые, правда, и в сталинские времена предпочитали держаться от этих работ подальше. Приведу один пример: основатель отечественной медицинской вирусологии Лев Зильбер, родившийся 27 марта 1894 года. Его, бывшего зэка, пытались привлечь к работам по созданию бактериологического оружия, но он отказался. Повезло. Выжил. Гений злодеем не стал. Умер уже в вегетарианском 1966 году...
 
Напоследок — об одной сравнительно недавней дате. 28 марта 1991 года, в день открытия съезда народных депутатов России, в Москву ввели войска по просьбе прокоммунистически настроенных избранников народа — им народ якобы угрожал. Улицы Москвы были заполнены огромной демонстрацией демократов, и на Новом Арбате аккурат напротив родильного дома имени Грауэрмана, где прильнули к окнам и высыпали на балконы все, кто мог, колыхался плакат: «Бабы, не рожайте коммунистов!»
 
И время, и место — нашли безошибочно.
 
Петр Спивак
 

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.