Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
01.04.2009
Смех и слёзы «по-лицедейски
Жаль, что нельзя было разорваться на части и увидеть все! Все, что приготовил для зрителя III фестиваль театров Ульяновской области «Лицедей-2009». Но и того, что я увидела, хватило с лихвой. Хватило, чтобы испытать потрясение, поплакать очищающими душу слезами, насмеяться на месяц вперед, удивиться режиссерским и актерским фантазиям — вот шельмецы!

Семь спектаклей из Ульяновска и Димитровграда и подарок от питерских «Лицедеев» — такова палитра фестиваля. Вот лишь некоторые его краски.

ОЧИЩЕНИЕ ТРАГЕДИЕЙ

Этот спектакль называют знаковым явлением в жизни Ульяновского театра драмы. Шекспириада Юрия Копылова шла, что называется, по нарастающей — «Ричард», «Гамлет», «Мера за меру» (а рядом с ними — драгоценными камушками — шекспировские комедии). И вот наконец премьера прошлого сезона — «Король Лир». Еще одно звено в цепи режиссерских исследований непостижимой глубины человеческой души, где уживаются любовь и предательство, власть и ничтожество, дьявол и Господь Бог... И где без страданий, без отречения, без осознания собственных ошибок невозможно духовное рождение человека и обретение им истинной мудрости.

«Король Лир» открыл фестиваль, сразу же задав высочайшую планку конкурсному просмотру. Шикарные декорации, шикарные костюмы — ослепительным карнавалом красок затягивает начало спектакля. Золото, блеск, сладость лести — и король, купающийся в своем могуществе и величии. Как страшно падать с королевских высот в бездну! Как мучительно дается Лиру жестокое прозрение... Масштаб трагедийной личности — этот образ словно создан для народного артиста России Бориса Александрова. И в финале ты не просто созерцаешь, но и сам испытываешь ту боль, от которой разрывается на части сердце и душа короля Лира — Александрова. Короля, перед которым три мертвые дочери — навек, навек...

НАИВНЫЕ И ЛУКАВЫЕ

Вот интересно, как вы отреагируете, если вам стукнут по голове «молотком» устрашающих размеров? Или внаглую обольют водой? Или, не спрашивая вашего соизволения, прыгнут на руки и сладострастно обнимут? Или — ой-ой! — влепят вам прямо на глазах сотен свидетелей такой страстный поцелуй, после которого только в загс? Не спешите возмущенно играть бровью или фыркать: «Ни за что!» Уверяю вас: вы не будете сопротивляться. Более того, напрочь забудете про все свои дела и грустные мысли, согласитесь с восторгом на эти «испытания» и будете покатываться со смеху! Такое возможно на сцене, когда там хозяйничают клоуны знаменитого мим-театра «Лицедеи».

Тезки привезли на наш фестиваль калейдоскоп из номеров всех поколений театра — старшего, среднего и младшего. Даже те, что благодаря ТВ знакомы наизусть, смотрятся «вживую», как в первый раз. Свежо и вкусно. Потому что эти лицедеи умеют установить фантастический контакт с залом. И ты распахиваешь душу навстречу этим наивным глазам и лукавым улыбкам. И хочется быть немножко клоуном, солнечным и счастливым, как ребенок...

АБСУРД — ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ

Ох уж этот несносный, ужасный ребенок! Не успел родиться и сделать первый шаг — и давай куролесить! Имею в виду театр-студию «ENFANT-TERRIBLE», покоривший в прошлом году первую «лицедейскую» вершину.

Теперь представили спектакль по известной пьесе Эдуардо де Филиппо «Человек-джентльмен», придя на который, вы чувствуете себя как на карусели под струями водопада. Жизнь бурлит и щедро погружает героев — нищих артистов, напыщенное семейство графа, любовников и супругов — в нелепые ситуации. И они вынуждены притворяться сумасшедшими. А может и действительно — того... Сходят с ума.

В симпатичном актерском ансамбле есть свой «моторчик», центр притяжения, этакий смак — простите, не хватает слов. Каждый выход Алексея Храбскова ждешь с нетерпеливым удовольствием. И никогда не знаешь, что он сейчас преподнесет. «Леша, я тебя обожаю!» — повторю я вслед за многими театралами. Дмитрий Аксенов поставил стильный спектакль, что, учитывая жанр пьесы (комедия положений), весьма непросто. Впрочем, жанр в спектакле обозначен по-иному — мелодрака. Отсмеёшься и тянет на философию. И выясняется, что от мелодраки до мелодрамы — один шаг. От любви до сумасшествия — один шаг. От реальности до абсурда — один шаг. Впрочем, вы всегда можете вернуться обратно...

А «РЕВИЗОР» ВСЕ МОЛОДЕЕТ...

Точно-точно! Чем дольше живет, тем современнее становится. Хотите убедиться? Посмотрите спектакль димитровградского театра-студии «Подиум» «Ревизор». Никакой классической тяжеловестности и подобострастия перед традициями постановки гоголевского шедевра. «Озорные игры с классикой» — вот так смело, не без легкого хулиганства обозначили режиссер Владимир Казанджан и самодеятельные артисты свои отношения с комедией. При этом — с уважением к языку и прозорливости автора.

Спектакль смотрится на одном дыхании. Артисты, что называется, купаются в образах. Почти каждого персонажа-чиновника легко встретить в нашей жизни: и пресмыкаются перед важными особами не менее рьяно, и не столько за дело радеют, сколько взятки берут-дают. Хорош Хлестаков Александра Саранцева — пустой, легкомысленный, но крайне самонадеянный человечишка (а вы с такими не знакомы?). Прыгает по жизни петушком, срывает минутные удовольствия. Но как обаятелен, наглец!

В озорной ткани спектакля бусинками рассыпаны «приколы нашего времени». Тут вам и «Доширак», и песня «Город над вольной Невой», что столь торжественно затягивает Городничий, и реплика по поводу памятников... Современные вкрапления в классику — вещь, конечно, не новая, но «Подиум» пользуется этим приемом органично, «балуясь». И очень подкупает, когда ощущаешь: артистам нравится играть до безумия! Они творят лучший на свете спектакль! Они не умеют тормозить — только вперед!

Вчера все «Лицедеи» обрели счастливых хозяев. И те, кто приобщился к этому счастью хотя бы на один вечер, обязательно придут в театр вновь. Пусть закончился праздник. Театр ждет вас. Завтра, послезавтра, всегда.
 
Татьяна Альфонская
 
Источник: Дыхание Земли

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.