Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
06.04.2009
Инкогнито от Тициана
"Портрет неизвестного с серыми глазами"В Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина открылась выставка одной картины. Публике представлен знаменитый "Портрет неизвестного с серыми глазами" кисти Тициана, доставленный в Москву из флорентийской галереи Палатина.
 
Одновременно с "Портретом неизвестного" в Россию должен был прибыть и человек вполне известный — премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Собственно, показ полотна Тициана и был приурочен к этому визиту. Однако в последний момент из-за катастрофического землетрясения приезд итальянского премьера в Москву отменили. А вот ренессансному шедевру ничто не помешало добраться до места назначения. В Пушкинском музее он будет гостить до начала июня.
 
Это полотно входит в число самых значительных произведений мирового искусства. Принято считать, что изображенный персонаж выражает вместе с внутренней силой, присущей многим героям ренессансных портретов, еще и некоторую тревогу, сомнение в поставленных перед собой целях. Недаром его часто ассоциируют с шекспировским Гамлетом. Хотя, разумеется, портрет был написан задолго до появления на сцене трагедии о принце Датском. Традиционно этот холст датировали 1540-ми годами, однако в результате проведенной не так давно реставрации удалось установить, что в действительности он появился на свет лет на 15–20 раньше.
 
Кто именно на нем изображен, до сих пор остается загадкой. Поначалу в инвентарной описи Палаццо Питти фигурировало имя Пьетро Аретино, близкого друга Тициана. Потом распространение получила другая версия — будто бы это Ипполито Риминальди, юрист из Феррары. Высказывалось даже мнение, что на холсте запечатлен некий англичанин. Не договорившись ни до чего окончательно, искусствоведы дали портрету отвлеченное название. Впрочем, таинственную ауру полотну придает не столько анонимность героя, сколько живописные качества. Тициан использовал минимум цвета, да и в композиции нет ничего лишнего, ни одной отвлекающей детали. Контакт зрителя с персонажем происходит словно напрямую, без участия автора. Позднее к такому приему прибегали и Рембрандт и другие прославленные художники. Но Тициану все равно удалось остаться неповторимым.
 
 

Источник: Известия

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.