Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
11.04.2009
Валерий Гаркалин: «Свое будущее я связываю с Шекспиром»
11 апреля 2009 г. замечательному актеру Валерию Гаркалину исполняется 55 лет. К его юбилею телеканал «Культура» показывает программу «Линия жизни». Наш корреспондент встретился с артистом накануне его юбилея.
 
— Валерий Борисович, в вашем творчестве часто встречается польский драматург Славомир Мрожек — это и совместная с Михаилом Зонненштралем постановка «Контракт» в театре Сатиры, и спектакли «Стриптиз» и «Летний день» в театре-студии «Человек». Про вас говорят, что вы открыли зрителю этого автора и его театр абсурда.
 
— Вы мне позвонили в момент, когда я репетировал со своими студентами именно Славомира Мрожека. Я считаю, что воспитывать молодых актеров нужно только на примере этого драматурга. Его работы точно передают то, что было вложено в актера и куда будет направлен его путь в искусстве. Я пытаюсь сделать так, чтобы мои студенты открывали в себе не только трагическое или комическое, но еще и умели находиться на границе смеха и печали. Мрожек — это автор, который может помочь молодому артисту поверить в себя и понять, что такое современный способ существования в условиях абсурдистской пьесы. Меня даже называют мрожековедом.
 
— Актера академического театра из Вас сделал Валентин Плучек, но не раз в своих интервью Вы говорили, что открыл вас Леонид Абрамович Хаит. Вы отдали куклам часть своей творческой жизни. И переход из-за ширмы на драматическую сцену состоялся, пожалуй, только у Вас и Зиновия Гердта.
 
— Вы абсолютно точно назвали имя человека, который, по сути, и привел меня в академический театр. В этом все дело. Хаит воспитывал меня не как кукольника и не как драматического артиста, а как артиста вообще! Настоящий артист способен выполнить любую поставленную перед ним задачу. И неважно, стоит ли он за ширмой или вышел за ее границы. Ширма, кукла — это лишь средства, которыми мы пользуемся для выполнения творческой задачи. А способу уже нужно учить. Хаит учил именно этому. Зиновий Гердт, которого вы упомянули, был артистом вообще. Он помнил, что законы творчества не писаны, их никто не разделял, потому как делить что-то на жанры, виды, подвиды опасно. Классификация — это удел ученых, а творческие люди должны, прежде всего, чувствовать и стараться быть убедительными везде — на сцене, на съемочной площадке, за ширмой. Я рад, что моим первым учителем по актерскому мастерству стал Леонид Абрамович. Этот человек сформировал меня и, в общем-то, заново меня родил.
 
— Вы читаете то, что о вас пишут театральные критики?
 
— Был один интересный случай, о котором мало кто говорил. На премьеру спектакля «Укрощение строптивой», Валентин Николаевич Плучек пригласил известного искусствоведа Наталью Анатольевну Крымову, известного театрального критика, с сыном которой я дружу по сей день. Когда-то Наталья Крымова покинула Театр Сатиры раздосадованная постановкой «Безумный день или Женитьба Фигаро», посчитав ее легкомысленной и поверхностной, о чем и написала в своей статье. С тех пор Валентин Николаевич не приглашал ее в театр. Но прошли годы, и вот этот театральный критик снова была в зале. Представляете, какой это был риск. Она посмотрела спектакль и написала статью в «Литературной газете», где покритиковала нас, но в целом спектакль и проделанная работа были ей одобрены. Перед тем, как вечером играть Петруччо, я внимательно читал эту статью, напоминая себе пожелания, которые Наталья Крымова предложила мне в своем материале. А их там было много, потому что при всей ее любви к моей работе и, считая ее удачной, она, тем не менее, позволила себе сделать замечания. И я читал, учитывал ее чутье и острый глаз театрального деятеля и играл. Эту статью я храню до сих пор у себя в доме. Сейчас, увы, нет таких критиков, нет такого уровня критической мысли, одно только хамство и больше ничего.
 
— Какой проект Вы можете назвать своей визитной карточкой?
 
— Поймите меня правильно, но я никогда не участвовал в плохих спектаклях. Пожалуй, каждый спектакль, который был, есть или будет в моей жизни, это и есть моя визитная карточка. Я стараюсь быть жестким в отборе не литературного материала, а сценического актерского и отдавать себе отчет в том, что если мой выбор окажется неверным, то и все остальное повлечет за собой неудачу. Прежде чем выходить на сцену в той или иной роли, я тщательно выбираю.
 
— Вы говорите о своей актерской работе с большой любовью. Есть ли что-то трудное или до конца непонятое Вами в профессии?
 
— Я где-то читал, что талант величина непостоянная. Называя меня талантливым артистом, люди, мне кажется, горячатся. Придет время и закончится моя жизнь, и ничего с этим нельзя сделать. Я не понимаю, насколько правильно думать, что талант это приходящее. Это постоянное. А если что-то получается неудачно или плохо, если что-то вас огорчает, то это нормально. Человек должен испытывать и победы, и поражения, и радость, и горе, переживать это, пропускать через себя. Наша актерская душа от этого приобретает опыт и крепнет. И только тогда она становится настоящей. В этом и есть смысл нашей профессии. В этом я постиг очень многое.
 
— Сергей Королев как-то написал, «как же мало времени отведено человеку на его сознательную творческую жизнь». Валерий Борисович, что у Вас впереди?
 
— Я очень хотел бы еще вернуться к Шекспиру. У него как у поэта, литератора очень много талантливых пьес и мне хотелось бы приобщиться к этому вновь. Свое будущее я пока связываю только с этим драматургом. Даже если наяву это не осуществится, то думать, фантазировать и мечтать об этом удивительном, до конца неразгаданном англичанине, который так сильно повлиял на умы и сердца человеческие, я смогу всегда.
 
СПРАВКА
 
Заслуженный артист России Валерий Гаркалин родился 11 апреля 1954 года в Москве. Окончил Музыкальное училище им. Гнесиных (1978), факультет эстрады и массовых представлений ГИТИСа (1988). Работал в Театре кукол имени Образцова, в Московском Театре Сатиры, параллельно выступал на сцене театра-студии «Человек». С 2001 года Валерий Гаркалин выступает в антрепризных постановках. Фильмография актера насчитывает более 30 картин. Среди них «Катала» (1989), «Белые одежды» (1992), «Ширли-мырли» (1995), «Бедная Саша» (1997), «Женщин обижать не рекомендуется» (1999), «Досье детектива Дубровского» (1999), «Ландыш серебристый» (2000), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006). Преподает в РАТИ (бывший ГИТИС).
 
Татьяна Санина
 
Источник: Век

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.