Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
12.05.2009
100 лет со дня рождения Юрия Домбровского
К юбилею Юрия Домбровского в эфире телеканала «Культура» будет показана программа «Писатель Юрий Домбровский» (12 мая в 14:05). Также в этот день смотрите телеспектакль по рассказу Юрия Домбровского о верности и преданности, о подлости и предательстве «Ручка, ножка, огуречик...» (в 14:50).

Юрий ДомбровскийПисатель и диссидент Арман Малумян писал о Юрии Домбровском: «Этому высокому угловатому парню я дал три прозвища: Ворон, Нос и Дон Кихотский. На ворона он действительно был чем-то похож: глубоко сидящие в орбитах глаза, осторожность, ум и естественная сухощавость, подчеркнутая фасонной стрижкой, обязательной в «домах отдыха». Нос у него был выразительным, солидным, внушительных размеров. Юрию нравилась тирада Сирано де Бержерака, он делал жест ростановского героя и говорил: “Я попаду в конце посылки...”. И все-таки Дон Кихотский ему шло больше всего. Его человечность, целомудрие, его чувствительность были скрыты под маской ворчуна: он обладал глубоким умом, юмором, заостренным, как толедский клинок, благородством и гордостью испанского гранда. А его рост и худоба делали его похожим на ветряную мельницу…». Судьба Юрия Домбровского была невероятно драматической — большую часть своей жизни он провел в лагерях. «Он был празднично талантлив», — писал о Домбровском его друг Павел Косенко. Творчество Домбровского пронизано гуманистическими идеалами, как в романе «Обезьяна приходит за своим черепом». Свобода духа становится главной темой дилогии «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей»... «Домбровский истинно большой художник, который просто осознал, что философия этой жизни, этот факультет ненужных вещей — благородство и порядочность — все это разгромлено и никакого прощения к строю у него не было и быть не могло. Он генетически был продолжателем классической русской литературы без всякой советской примеси. Он никогда не срывался на крик. Несмотря на то, что все его творчество — это грандиозный художественный протест и его философия», — рассказывает в программе «Писатель Юрий Домбровский» Фазиль Искандер.

К 100-летию со дня рождения Юрия Домбровского телеканал «Культура» показывает телеспектакль «Ручка, ножка, огуречик…» по одноименному рассказу писателя.

Театральный критик Наталья Старосельская о писателе:
«Вы увидите телевизионный спектакль по рассказу Юрия Домбровского “Ручка, ножка, огуречик”. Может быть, вы не помните этого писателя, может быть, вы не знали о нем никогда, но судьба его была невероятно драматической даже на фоне драматических судеб советских писателей.

Юрий Домбровский большую часть своей жизни провел в лагерях. Замечательный историк и писатель Юрий Давыдов, близко друживший с Юрием Осиповичем Домбровским, сказал о нем, что у него была «просторная и светлая эрудиция». Это удивительно точно, потому что первый его роман был о Державине, затем был роман о Шекспире. Он владел всем миром.

Его интересовал человек, его интересовала власть творения над творцом, поэтому он писал о писателях. Его интересовала жизнь человека, поэтому первый его роман, о котором заговорили, и заговорили очень много и повсеместно, это был роман «Хранитель древностей», напечатанный в «Новом мире» Александра Трифоновича Твардовского.

И вот такая ирония судьбы: шли читательские письма в журнал, на Западе выходили рецензии, вскоре роман был переведен на многие языки, а у нас здесь, в советской стране, было, как сказал Фазиль Искандер, «могильное замалчивание». Одна-единственная рецензия, опубликованная в журнале «Сибирские огни». Хотя уже по этому роману всем было совершенно ясно, что в литературу пришел крупнейший писатель, имя которого постепенно завоевывало мир, но не завоевывало просторы нашей родины.

Он писал очень много: новеллы, стихи, большие романы. И спустя много лет после публикации «Хранителя древностей» появился великий роман «Факультет ненужных вещей», и в этих словах нет преувеличения. Но судьба распорядилась так, что на родине роман был опубликован только через десять лет после смерти Юрия Осиповича Домбровского, в 1988 году. Но он успел еще перед смертью, в 1978 году, подержать томик, изданный во Франции».

В Париже, а вскоре на одной из международных книжных ярмарок в Москве во французском отделе в витрине стояла нарядно изданная книга на французском языке — это и был «Факультет ненужных вещей» Домбровского. Потом из Парижа пришла телеграмма: «Издательство Альбин Мишель радо сообщить вам, что “Факультет” Домбровского получил премию лучшей иностранной книги 1979 года. Поздравляем, жалеем, что Домбровский не может радоваться вместе с нами». К этому времени Домбровского уже не было в живых — его не стало 29 мая 1978 года.

Наталья Старосельская: «У него была такая фраза в одной из его новелл: “Жизнь писателя не кончается даже с датой его смерти”. Я думаю в тот день, когда вы будете смотреть телевизионный спектакль по рассказу Юрия Домбровского, вы убедитесь в этом еще раз и захотите взять и перечитать — или прочитать в первый раз — его удивительные книги».
 
Источник: Культура

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.