Новости
07.08.2009
Чума на оба наших дома?..
После выдворения Никитой Михалковым редакции журнала «Искусство кино» из помещения, которое она занимала на протяжении последних 40 лет, и оживленного обсуждения в прессе сего казуса, мне попалось несколько откликов, увенчанных одной сакраментальной фразой: «Чума на вас — на оба ваших дома».
Не станем пока сравнивать «дома» Михалкова и Дондурея (главного редактора «ИК» и одного из главных критиков михалковского СК). Обратим внимание на крылатое изречение.
Это, наверное, сегодня самая расхожая цитата из Шекспира. По крайней мере, у нас, в России. Слышишь ее с разных сторон: слева, справа. Слышишь ее по разным поводам: политическим и бытовым. Слышишь ее от артистов, публицистов, куплетистов и кинематографистов.
От последних — особенно часто, поскольку распря между Михалковым и Хуциевым не затихает. Идут суды, продолжается информационная война. Кинорежиссер Михалков ударил по своим оппонентам фильмом, смонтированным по мотивам поставленного им съезда. Называется произведение «МЧС» (аббревиатура расшифровывается: Московский Чрезвычайный Сокрушительный). Сторонние наблюдатели брезгливо морщатся и повторяют: «Чума на вас…».
Но ведь и демократический электорат в свое время также отреагировал на взаимную неприязнь Явлинского и Гайдара. Послал обоих. Где оба дома либералов теперь…
Также иные граждане реагируют на столкновения скинхедов и гастарбайтеров. Да и отношения к межгосударственным коллизиям нередко исполнены того же пафоса. И тогда «чума» посылается на Израиль и на Палестину, на Россию и на Украину, на грузинов и на осетинов.
Задним числом резолюция ПАСЕ адресовала ее Третьему Рейху и Советам.
Нынешнюю популярность шекспировского проклятья несложно объяснить. Оно чрезвычайно удобно во многих отношениях. И оно уже, по большей части, не проклятье.
Шекспировский Меркуцио, умерший с ним на устах, огласил его с высоты человека, поднявшегося над презренной ненавистью, над злобной гордыней, над феодальной традицией и т. д.
Но то был век Возрождения, то было время Возвышения человеческого достоинства.
Современный человек, когда говорит: «Чума на оба ваших дома», то имеет в виду: «Отстаньте от меня с вашими глупостями, подробностями и проблемами. Не желаю ничего знать. Пошли вы все от меня подальше. Моя хата — с краю. И все вы — правые-левые, фашисты-антифашисты, коммунисты-антикоммунисты, западники-почвенники — одним миром мазаны». И т. д.
Героическая фраза из Шекспира стала в наше время универсальной формулой программного неучастия гражданина в тех или иных конфликтах. Человек ею отгораживается и от правды, и от лжи. Он за нею скрывает либо банальную трусость, либо еще более тривиальное равнодушие, или тупую лень дать себе труд, в чем-то разобраться, что-то понять…
Между тем, чума — заразная болезнь. Пошлешь ее на два дома, так она падет и на твой. Так она завоюет страну, материк... И никакая великая Любовь Ромео и Джульетты не сможет ее перебороть, смирить вражду, укротить ненависть.
Что из того, что в данном случае Чума — это метафора бедствия, а не само бедствие.
Метафоры, как и призраки, имеют свойство материализовываться.
Меркуцио, умирая, бросил грозные слова на ветер. Ветер их обернул трагической развязкой для домов Монтекки и Капулетти. Велик был соблазн у Штатов в ХХ веке (да и возможности были) отгородиться от войны в Европе, сказавши: «Чума на оба ваших тоталитарных режима».
Время от времени политикам и гражданам приходится выбирать между «домами», заслуживающими с их точки зрения всяческих напастей. Время от времени им приходится разбираться в тонкостях, сложностях и в подробностях, в плевелах и в зернах, чтобы определиться в позиции, в решении, от которого зависит будущее мира, страны, отдельной семьи, отдельной судьбы.
Резолюция ПАСЕ по нацизму и сталинизму, вызвавшая бурю эмоций в нашем обществе, мне кажется справедливой по существу и некорректной — по форме, отчего довольно серьезно деформируется ее существо.
Отповедь Думы и МИДа я оставляю в стороне. Она касается имиджа государства. А проблема-то шире; она коренится в комплексах только-только формирующегося гражданского общества.
В рекомендациях ПАСЕ есть терминологическое лукавство, если не сказать, корыстное лицемерие. В ней сталинизм соотнесен с нацизмом. То есть — идеология режима (нацизм) с одной стороны и практика режима (сталинизм) — с другой стороны.
Нацизм и коммунизм как антиутопии стоят друг друга в конечном итоге. А в начальной стадии, как наживка для масс они все-таки смотрятся по-разному. Потому вина соблазненных и обманутых в том и в другом случаях несоразмерная.
Все-таки лозунг социального равенства, как ни крути, выглядит предпочтительнее, нежели принцип расового превосходства.
Строго говоря, идеологию следует рифмовать с идеологией, а режим личной власти — с режимом личной власти. Тогда «нацизм — социализм» и «сталинизм — гитлеризм».
Авторы же резолюции предпочли соединить идейное зло с персонифицированной практикой злодеяния. Видимо, европейские парламентарии не рискнули поставить в один ряд националистическую утопию с коммунистической по причине того, что обольщения социалистическими химерами (то есть тем же коммунизмом в редуцированном виде) все еще свойственны народам. В том числе и тем, кто населяют просторы ЕС. Не хотелось их обижать. Но тогда не надо удивляться, что кто-то выбирает нацистскую идеологию в ослабленной форме. Нацизм без Гитлера, без крайностей. А кто-то — коммунистическое будущее без Сталина и крайностей. А кому-то дорого социалистическое прошлое без Сталина, Брежнева и КПСС. Были и такие «дома». Пусть иллюзорные, эфемерные, но для чьих-то сердец дорогие, для кого-то — более материальные, чем нынешняя реальность. Так не казнить же их за это, не оскорблять, ставя их на одну доску с теми, кто соблазнился фашистской химерой…
Уже в новейшее историческое время Григорий Горин написал пьесу «Чума на оба ваших дома», где попытался представить, как бы сложились отношения семейств Монтекки и Капулетти после известных событий в городе Вероне. Слова Меркуцио не оказались пустым звуком. Метафора стала реальностью. Бубонная чума пала на оба дома. Пала на весь город. Но веронцы выжили. Выжила любовь Антонио и Розалины. А вражда осталась и не видно ей конца. По крайней мере, в рамках «повести» об Антонио и Розалине.
Драматург Шекспир прописал от ненависти Любовь.
Доктор и драматург Горин — Карнавал.
«Карнавал в Вероне! Карнавал!
Пусть же никогда он не кончается!
Пусть глаза влюбленные встречаются,
Чтоб сразить друг друга наповал!..»
Пусть же никогда он не кончается!
Пусть глаза влюбленные встречаются,
Чтоб сразить друг друга наповал!..»
Увы, карнавалы, как и праздники, время от времени кончаются. Тогда приходится снимать маски и отвечать на вопросы и вызовы будничной реальности. Тогда перед тем, как на кого-нибудь наслать чуму, стоит подумать. Просто подумать.
***
Вернемся к нашим баранам.
Ведь если отбросить все наносное, связанное с личными амбициями, карьерными обстоятельствами и коммерческими интересами в споре сторонников Михалкова и Хуциева, что останется в сухом остатке?
Останется довольно принципиальная вещь. С одной стороны (со стороны Михалкова) идет борьба за преобразование общественной творческой организации СК РФ в полугосударственную авторитарную структуру. С другой стороны (со стороны Хуциева) ставится вопрос о сохранении СК как демократической общественной организации. В этом суть наших внутрикорпоративных разногласий.
И смею предположить: не только внутрикорпоративных.
Источник: РИА Новости