Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
24.08.2009
Дмитрий Дюжев: король Датский, мент питерский…
31-летний Дмитрий Дюжев нынче один из самых востребованных актеров кино и театра. Табаков приглашает его сыграть Отелло, Михалков зовет в «Утомленные солнцем-2», кинорежиссер Юрий Кара снимает в роли короля Датского Клавдия в «Гамлете»… А в Питер Дима заглянул на премьеру комедии «Каникулы строгого режима», что случилась в «Колизее», где актер и ответил на вопросы обозревателя «Фонтанки».
 
Дмитрий Дюжев: король Датский, мент питерский…— Дмитрий, говорят, на роль Клавдия в новой шекспировской киноверсии «Гамлет. История повторяется» Юрий Кара просмотрел около ста актеров, среди которых был и Константин Хабенский, но отдал  предпочтение именно Вам…
 
— Конечно, я был удивлен, когда меня пригласили на роль Клавдия. Я-то мечтал о Гамлете (смеется), но уже возраст не тот… На роль принца датского утвердили совсем молодого актера Гелу Месхи, выпускника школы-студии МХАТ этого года, а Офелию сыграла студентка Юлия Кара. Я не сразу представил себя в образе Клавдия, короля Датского, но режиссер убедил, что смогу… Конечно, играть шекспировский текст — одно удовольствие. Хотя и труд немалый. В театре я играл Тибальта в «Ромео и Джульетте», но в кино играть в стихах — это другое. Потому что Шекспир писал так, что часть текста обращена в зал. Здесь же нужно работать на камеру, существовать в реальном режиме, и приходилось искать какие-то режиссерские и актерские решения, чтобы избавить от театральности...
 
— Фильм ведь называется «Гамлет. История повторяется», действие перенесено в 2010 год, герои ходят в кожаных куртках и плащах, разъезжают на хаммерах и крутых мотоциклах… Вы там тоже байкер?
 
— Нет-нет, это Розенкранц и Гильденстерн представляли тусовку байкеров… Почему нет? Гамлет живет в 2010 году, когда фильм и выйдет на экраны. Важно, что сюжетная линия развивается четко, до последней запятой, по Шекспиру. У нас очень хороший перевод. Главное, что проблемы не изменились, страсти кипят все те же — история повторяется…
 
— А вы ведь репетировали еще и «Отелло» в Московском художественном театре с режиссером Юрием Бутусовым… Олег Табаков говорил, что это очень интересный проект, но что-то спектакля не видно…
 
— Я начал сниматься у Михалкова в «Утомленных солнцем-2», пришлось свернуть репетиционный процесс в театре. Просто не мог разорваться…
 
— А теперь вернетесь к «Отелло»?
 
— Вполне возможно, хотя сейчас вопрос так не стоит.
 
— С Михалковым Вы сыграли крутых бандитов в балабановских «Жмурках», и вот уже Никита Сергеевич позвал Вас в свою картину…
 
— В «Утомленных солнцем-2» я играю белоруса, такого рыжего, конопатого человека. Причем, я сам решился покраситься в рыжий цвет. Сначала Никита Сергеевич предложил мне прочитать сценарий и высказать пожелания. Я выбрал эту роль, потому что неоднозначный персонаж — на контрасте с комдивом Котовым он существует абсолютно божьим человеком. Такого я еще не играл, мне интересно. Причем, изначально мой персонаж был написан на маленького, тощенького артиста, такого рыжего Божьего одуванчика (Дюжев почти двухметрового роста. — прим. авт.). Когда я рассказал Михалкову о своем выборе, он удивился: «Нет-нет, эту роль, я думаю, какой-нибудь другой артист должен играть!» Но я предложил: «А давайте попробуем: если нет, так нет». Мы попробовали, я постарался внутренне «уменьшиться» до размеров «Божьего одуванчика», сделал все, чтобы Михалков поверил, что я действительно могу это сыграть…
 
— Вот так демократия: Вы сами у Михалкова роли выбираете!..
 
— Вначале он сказал: «Есть несколько ролей, что скажешь…» Ну, а уж потом какие-то вещи просил делать. Он никогда не кричит на артистов. Никита Сергеевич безумно любит артистов — это вам все скажут. Устраивает такую атмосферу на съемках, что когда ты приезжаешь, все так рады, будто только тебя всю жизнь ждали. Ты даже не понимаешь: чем заслужил такое доверие, такую любовь, расположение. И хочешь отплатить тем же…
 
Это грандиозно то, что я увидел и почувствовал на площадке у Михалкова. Он же был для меня и режиссером, и партнером. Как партнера после команды «Мотор! Камера!» я его просто не узнавал. Секунда, и глаз менялся, уже совершенно другой человек, передо мной возникал его комдив, дядька, я даже не знал, как с ним общаться. А по команде «Стоп!» Михалков уже говорил своим голосом, становился самим собой. Я не первый год снимаюсь, но это волшебство. Магия суперпрофессионала.
 
— В картине «Каникулы строгого режима» Ваш оперуполномоченный Кольцов, как все говорят, питерский мент, тоже рыжий…
 
— Нет, белобрысый. Как мне кажется, это психологический тип светлого человека. Не бывает ни одной картинки, чтобы дьявола изобразили со светлыми волосами. Блондины изначально люди светлые, справедливые. Со светлой энергетикой. Поэтому мне и хотелось сыграть Кольцова — такого справедливого, умного, сильного, в чем-то наивного. И я опять предложил режиссеру: «Можно мне покрасить волосы!» Кстати, могу всем женщинам, кто пользуется краской, выразить свои соболезнования и абсолютный респект (улыбается). Мужчины, знайте, это процесс не из приятных!
 
— «Каникулы строгого режима» — явная реплика в сторону старых советских кинокомедий… Но почему вдруг возникла японская тема — театр кабуки, самураи?
 
— Мы хотели сказать, что эта история не только бытовая. Герой Сережи Безрукова и мой, по сути, и есть два самурая, что выбрали свой трудный путь, должны пройти его, чтобы встать на защиту своей чести и достоинства, на защиту своих детей, жен, близких.
 
Честно говоря, я не люблю пустое времяпрепровождение, а премьерные показы фильмов обычно носят рекламный характер, и только. Но с «Каникулами» иная ситуация. Благодаря этим предпоказам в разных городах мы можем обратить внимание общественности, властей к тем людям, что находятся в местах заключения… Какими мы их встречаем, если встречаем?.. Что мы с вами можем сделать для этих людей? Можем ли мы их простить? Можем ли принять в свой двор, в рабочий коллектив?
 
Я надеюсь, что наш фильм — я вполне серьезен! — может лишний раз обратить внимание общественности на то, в каком состоянии находятся лагеря, зоны, тюрьмы, как мы относимся к тем, что волею судеб (а нередко — по случаю, по глупости и даже по ошибке!) оказался в местах не столь отдаленных. Мы уже показывали наш фильм в лагерях, например, в Казани, в колонии № 2 строгого режима. Как они были благодарны нам! Кто-то сидит пятнадцать лет, у кого-то поменьше сроки, но нам показалось, и мы об этом говорили после премьерного показа в колонии, что им вдруг скорей захотелось домой… Если вы знаете, за примерное поведение сокращают срок, досрочно выпускают. Кто-то придерживается этого, но многие теряют желание досрочно освобождаться, потому что на воле особо никому не нужны. И, как нам показалось, мы этим добрым фильмом вселили надежду: вас ждут! У нас не ржачная комедия, это точно. Наша картина вовсе не романтизирует уголовный мир, а, наоборот, дарит надежду. Кстати, во всех городах благодарные зрители спрашивали: «Когда будет продолжение?», а в Новосибирске и Питере кричали: «Вторую серию!»
 
— В вашем фильме много юных актеров… Легко сниматься с детьми?
 
— О, это бесконечная тема для историй и баек! Когда я только приехал на съемочную площадку, самый маленький парнишка крикнул мне: «Эй, ты длинный, или-ка сюда!» Я изумился и как можно ласковей сказал, что вообще-то так со взрослыми не разговаривают, на что парень опять что-то дерзкое выдал. Мне ничего не оставалось, как пригрозить: «А я вот сейчас тебе уши надеру!» И тут малец вдруг расплылся в добродушной улыбке: «Ну давай! Я потом все лето мыться не буду — всем расскажу, что Дюжев мне уши надрал!» Но мы не только смеялись, но и работали вместе с детьми, в том числе в ночные смены, когда они то и дело засыпали на съемочной площадке… Вечерами сидели у костра, разговаривали. Ребята просили рассказать о съемках «Бригады», и, меня удивило, как они точно расставляли акценты: кто есть кто, что такое настоящая романтика… Мне нравились эти наши беседы. Кстати, в мои школьные годы был такой эпизод, когда учительница начальных классов попросила меня, старшеклассника, заменить ее. Я тогда провел несколько уроков для первоклашек и понял, что это мое призвание. Решил, что стану педагогом. Жаль, не случилось. Пошел по стопам отца (тот был провинциальным актером — прим. авт.), который мечтал, чтобы я, продолжив его путь, достиг чего-то большего. Но педагогические нотки во мне остались, никак не перестану кого-то учить.
 
— Дима, я с удивлением прочитал в одном Вашем интервью, что Вы снимались вместе с Томом Хэнксом и Гаррисоном Фордом… Это не газетная утка?
 
— Это старая история, почти забытая… Я учился на третьем курсе, когда в Москве Роберт Земекис (знаменитый голливудский режиссер и продюсер, известный по фильмам «Форрест Гамп», «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера». — Прим. авт.) снимал фрагменты фильма «Cast Away» («Изгой») с Томом Хэнксом. Они снимали в России кусочек фильма, самое начало. Я жил в общежитии, мой приятель сказал, что его позвали в массовку голливудской картины, где будут Том Хэнкс и Роберт Зимекис, и я увязался с ним за компанию. Это был вообще мой первый опыт присутствия на съемочной площадке. Они сняли какой-то общий план и начали выбирать «групповку». И меня туда взяли. Мне было лет 17, первый раз в кино, а мне доверили какой-то крошечный диалог с Томом Хэнксом. Это было не просто счастье, а что-то невероятное. Мне нужно было на его английские реплики отвечать русским текстом.
 
— В фильм этот эпизод вошел, не вырезали?
 
— Да, вошел… А с Гаррисоном Фордом была картина военная. Не помню, как называлась, но там мы с ним в форме вместе побегали.
 
— А больше в Голливуд не зовут?
 
— Какие-то предложения появляются, но пока без продолжения.
 
— Интересно, Вы верите в свою голливудскую звезду?
 
— Я шутки ради расскажу, что родился под залпы салюта! В 21.15, роддом стоял на 17-й пристани в Астрахани. Второе воскресенье июля, День рыбака. Весь город этим вечером собирается, чтобы посмотреть, как приходят военные корабли, дают залп. И когда я только начал появляться, акушерки подбегали к окну, хотели успеть посмотреть салют еще до моего рождения, потом бегали со мной. Мама вспоминала, что был ажиотаж, шум, гам, врачи шутили: «Женщина, вы звезду рожаете?!»
 
Голливуд, это, конечно, здорово: как там процесс съемочный организован, какие бюджеты, какая пленка, какие гонорары! Но это так далеко от нас! Да и на сегодняшний день мне вообще хочется заниматься немножко другой деятельностью. Из-за кризиса интересной работы в кино стало меньше, а соглашаться на длинные сериалы, чтобы только зарабатывать, уже не хочется. Это какой-то размен профессии, уже класс «В» и «С» актерский. Потихоньку думаю о своих проектах, о том, чтобы остаться в кино, но не только в качестве актера…
 
— Известно, что Вы человек воцерковленный, стараетесь соблюдаете православные посты… А сейчас Успенский пост выдерживате?
 
— Я действительно стараюсь соблюдать все православные посты, но в августе каждый день мы колесим по разным городам с творческой группой «Каникул строгого режима», и я, как путник, дал слабину. Ну а что показухой заниматься…
 
— Дмитрий, как часто вы бываете в храме? Или предпочитаете уединение?
 
— Это отшельники уединяются, дают строгий пост и уходят. Тогда — вера в себе. А если мы живем в миру, раз Господь сказал, что храм — это подобие царствия небесного, и, не побывав там, не исполняя заповедей и обрядов и не познав на земле царствия небесного, нельзя попасть в рай. Четыре раза в год, на каждый пост, стараюсь побывать на исповеди. В остальных случаях — как получается, потому что все время гастроли, съемки.
 
— Ваш духовный наставник одобряет Ваше лицедейство, звездную карьеру?
 
— Батюшка так говорит: «Пойми одну вещь: если Бог дал тебе такую возможность стать известным, когда тебе верят, тебя воспринимают всерьез, могут пойти за тобой, значит, ты должен рассказать людям о чем-то важном».
 
Фото Михаила Садчикова-мл.
 
Михаил Садчиков
 
Источник: Фонтанка.ру

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.