Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
27.08.2009
Бокс, Шекспир и Васин
Прочел я недавно у одного кинокритика интересные данные: когда вышел на экраны фильм Г. Козинцева «Гамлет», по всей стране его посмотрели примерно 8 % населения, 19-е место в прокате, а в Ленинграде процент зрителей «Гамлета» оказался в четыре раза выше, — далее кинокритик впал в патетику: «культурная столица, интеллигенция, любовь к Шекспиру». Позвольте мне в День кино приоткрыть тайну сего «культурного феномена».

Бокс, Шекспир и ВасинИзвестно — для киностудии «Ленфильм» удачей было, что рядом, через Неву, находился Спортивный клуб армии, где трудились тренеры и спортсмены Ленинградского военного округа, люди надежные и дисциплинированные. Если режиссеру требовались для фильма крепкие ребята — телефонный звонок, финансовый договорчик, и к павильонам «Ленфильма» подкатывали в автобусах штангисты, боксеры, борцы, на любой режиссерский вкус.

Так и в фильме «Гамлет» возникли стражники в латах, в изогнутых шлемах — в сцене, где Офелия в исполнении несравненной Анастасии Вертинской в тихом безумии раздает цветы. Козинцев и кинооператор И. Грицюс взяли крупным планом в одном кадре с Вертинской застенчивого стражника с перебитым носом. Можно забыть Смоктуновского, но лицо этого стражника никогда не забудешь.

Стражника изображал тренер СКА по боксу заслуженный мастер спорта СССР Виктор Васин.

В пятидесятые годы в Ленинграде бокс горячил народ сильнее, чем футбол. Имена чемпионов и претендентов гремели в заводских курилках, в трамваях, в пивных.

В начале шестидесятых, когда наши боксеры стали побеждать на европейских, мировых чемпионатах, Олимпийских играх, все мальчишки свихнулись на боксе. В каждом дворе десятилетние люди со знанием дела показывали раскрытую «агеевскую стойку», собранную «стойку Попенченко». Записываться в секции бокса шли толпами, тренеры отбирали в секцию одного из пятидесяти жаждущих, но причастными к «большому боксу» чувствовали себя все (строгая статистика тех лет говорила, что из трех тысяч подростков, принятых в бокс, только один боец через несколько лет пробивался в отборочные бои чемпионата СССР).

И было имя, которое в Ленинграде произносили с необычайным почтением, — Васин.

Васин бился за Ленинград. В пятидесятые годы он дважды становился чемпионом СССР — теперь и представить трудно, как это в те годы звучало: наш Виктор Васин — чемпион Союза!

Васин был гордостью Ленинграда, он побивал великих чемпионов, из 220 боев на ринге он проиграл только пять. В пятьдесят девятом году, когда ему уже было за тридцать, Васин ушел с ринга в тренеры и оставался великой легендой.

В залах СКА в Кленовой аллее возле Михайловского замка мне в отрочестве повезло видеть Васина-тренера вблизи. Тогда я еще не знал, что он воевал юнгой на тральщике Балтфлота, награжден боевой медалью. Теперь я понимаю, что его выдержанный юмор — из военной поры, из матросского кубрика.

В нем поражали даже не внутренняя его сила, а сдержанная доброта, и простая человеческая честность, и скромность.

Вот незадача — ленинградцы обожали имя Васина, но далеко не все знали его в лицо. В пору триумфов Васина телевидения «для масс» еще не было, в газетах загоняли спорт в дальний угол, а кинохроника, которую крутили в кинозалах перед художественным фильмом, уделяла чемпионатам СССР секунды.

В шестьдесят четвертом году пронесся по городу слух: в кино, в «Гамлете» показывают Васина! Тут уж и пионер, и старый токарь потащили свои сорок копеек в кассу кинотеатров. Заслуженные болельщики бокса торжественно шли в кино с семьями.

Имели место и «коллективные культпоходы», это я сам видел: на Большом проспекте Петроградской стороны находился кинотеатр с довоенным и дореволюционным названием «Молния», а напротив наискосок помещалась знаменитая пивная. Там (как и везде в городе) подавали к пиву восхитительную подсоленную «соломку», и соленые бублики, и сухарики, там «для разгону» люди брали большую пивную кружку портвейна (настоящего, ибо «бормотуху» еще не придумали) и большую кружку пива (тоже настоящего, из дубовой бочки, по технологиям еще времен царизма), и начиналось удовольствие после рабочего заводского дня. И звучало из табачных туманов, как зов трубы: «Робя! Айда Васина смотреть!». Человек с полсотни, по виду — бывшие боксеры или борцы, допивали кружки и выдвигались из пивной в зимний вечер.

В кинозале — три с половиной «интеллигента», в очках и с фигой в кармане, они как никто понимают Козинцева: мрачный замок с бесчисленными бюстами Клавдия — культ личности, а принц Гамлет, сын незаконно репрессированного короля, умирает за идеалы XXII съезда.

Уже идет фильм, и вдруг распахиваются двери и в зал вторгается громозвучная ватага плечистых парней, согретых портвейном и пивом, с грохотом рассаживаются.

Конечно, боксеру фильм Козинцева — непереносимая тягомотина. Кашляли, сморкались, грубо переговаривались, шаркали ногами, но мужественно терпели, ждали заветной минуты. И когда наконец на экране появлялось под выгнутым шлемом лицо с перебитым носом и застенчивой детской улыбкой, в зале раздавался сокрушающий рев, полный восторга: «Ва-а-син!!!».

Через несколько секунд вся грубая толпа грохотала по проходу и вываливалась вон, запуская к ошарашенным «гамлетоведам» волну зимней стужи и крутящийся снег.

«Гамлет» шел в Ленинграде во всех кинотеатрах, и возле каждой «киношки» имелась пивная (а то и три). Я знал компании, которые ходили в кино «на Васина» по восемь раз.

В 1970-е годы В. Васин еще трижды снялся в эпизодах в лентах «Ленфильма». Но никакого интереса у старых болельщиков это не вызвало.
 
Олег Стрижак
 
Источник: Санкт-Петербургские ведомости 
(№ 159
  от  27.08.2009)

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.