Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
28.09.2009
Проказы, плутни, ритмы королевы Маб
Несколько дней назад в Таллинне, в ЦРК, Роман Виктюк показал свой новый спектакль, поставленный по пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта».

Проказы, плутни, ритмы королевы Маб

Четверо студентов Британской Королевской морской школы во время учений — среди условных парусов и снастей — нашли затрепанные книжки с знаменитой шекспировской трагедией и от нечего делать начали читать, баловаться, представлять…

Фото: Николай Шарубин

Те, кто ожидал увидеть в роли Джульетты очаровательную девушку, могли на спектакль не торопиться. Думаю, Роман Виктюк уже заслужил своим вкладом в театральное искусство, чтобы в зрительном зале на его представлениях сидели те, кто понимают (если и не разделяют) его эстетическую позицию, те, кого не спугнут полуголые юноши, объясняющиеся друг другу в любви на балконе в Вероне.

Всю свою жизнь Роман Виктюк пытается доказать, что Бог создал человека, мужчину, по своему образу и подобию, на этом красота и совершенство мира были исчерпаны. Дальше начались условности, и первая из них — женщина.

Лучшие спектакли поэтому были поставлены режиссером по драматургам, во всем солидарным с ним — от Жана Жене до Оскара Уайльда, где все женские роли отдаются мужчинам — с кошачьей пластикой и детским простодушием.

История с Шекспиром получилась не столь категоричной и демонстративной: там тоже все роли исполняют мужчины, но этому находятся всевозможные объяснения, далекие от пристрастий режиссера.

Потрясение стихами

Во-первых, и в шекспировском «Глобусе» все роли играли мужчины, женщин-актрис тогда еще не было вовсе. Во-вторых, «Ромео и Джульетта» Виктюка — это представление, разыгранное студентами Британской Королевской морской школы.

Четверо мальчишек во время учений — среди условных парусов и снастей — находят затрепанные книжки с трагедией и от нечего делать начинают читать, баловаться, представлять…

Сценография Владимира Боера — отголосок парусов, наполненных ветром, превращенных в некие гамаки, в которые ныряют, совершая всевозможные акробатические трюки, молодые артисты, — прекрасная площадка для матросских игр. На артистах тельняшки и полосатые «морские» трусики.

Это — Роман Полянский, играющий сейчас одну из главных ролей в сериале «Я вернусь» и обещающий, благодаря своему несомненному таланту и обаянию, стать настоящей звездой. Далее — Иван Ипатко, Игорь Неведров и Алексей Литвиненко, не уступающие в этом спектакле более известному коллеге.

Итак, британские студенты просто не знают, куда себя деть от избытка сил: они носятся по сцене, взбираются на мачты, гоняются друг за другом и устраивают потасовки и вот — упираются в трагедию Шекспира.

Что, собственно, может их поразить в ней? Стихи! Несомненно, гениальные стихи! Вот, на мой взгляд, что самое главное в спектакле Виктюка — потрясение стихами.

Режиссер, который так глубоко и хорошо знает музыку, с бережностью и почтением отнесся и к стихам, что сегодня — когда из любого поэтического гения позволено вырубать своим доморощенным топором слова и вставлять убогую отсебятину, — воспринимается как подарок тем, кто, как минимум, не берется переписывать Шекспира и Пушкина…

Спектакль начинается с монолога Меркуцио о королеве Маб — с того гениального отступления от сюжета, который, казалось бы, и не идет к делу…
 

Все королева Маб. Ее проказы.
Она родоприемница у фей,
И по размерам — с камушек
агата
В кольце у мэра. По ночам
 она
На шестерне пылинок цугом
 ездит
Вдоль по носам у нас, пока
мы спим.
В колесах — спицы из паучьих
 лапок.
Каретный верх — из крыльев
 саранчи.
Ремни гужей — из ниток
паутины,
И хомуты — из капелек росы.

Роман Полянский читает, прислушиваясь к каплям звуков, которые ударяются о воздух, наполняя его смыслом. Как ни читай — монотонно, страстно, играя или даже вовсе не интонируя, — гениальное звучание затягивает как в воронку.

Смерть под парусом

Какие сцены играть при этом, какие читать, какие пропускать — дело вкуса. Но воображение и предчувствие подсказывает студентам, что про любовь и смерть тут все правда, так и будет в реальной жизни.

Сцена, где Джульетта ждет встречи с Ромео и сходит с ума от ожидания, и крутится, и ломается, и рвет на себе одежду, и капризничает, и кричит, и попрекает кормилицу — этюд абсолютной психологической правды, как и сцена, где Ромео томится неизвестностью, и узнает о смерти любимой, и мчится, чтобы умереть рядом с ней.

То есть как бы интуитивно молодые люди выбирают из всего массива текста свое ближайшее будущее, оставляя и за каждым из читателей и зрителей право самому выбрать то, что имеет отношение к реальности.

Как цитирует программка Виктюка: «… в глубине вашей души скрыта тайна вашего собственного бытия, и с ней тоже нужно разобраться». Возможно, разгадке этой тайны мешает традиционная для Романа Виктюка некоторая затянутость действия. Всегда больше двух часов без антракта.

Может быть, эта длительность назидательна? Пришел, так хоть послушай хорошие стихи и посмотри, как с ними нужно обращаться, а заодно оцени-ка профессиональное мастерство ансамбля — как работают артисты, художник, музыка! Да послушай лишний раз тему рока из «Ромео и Джульетты» Прокофьева, тебе полезно, а то ведь сбежишь в антракте, не поняв урока!

Роман Виктюк — частый гость в Таллинне; он и ставил в Русском театре, и привозил в наш город, кажется, все свои значительные работы; мы можем утверждать, что он — часть нашего культурного пространства, — часть яркая, самобытная и неповторимая.

Спектакль

«R & J: Ромео и Джульетта»
Спектакль по одноименной пьесе Уильяма Шекспира
Режиссер: Роман Виктюк
Сценография: Владимир Боер
В ролях: Роман Полянский, Иван Ипатко, Игорь Неведров, Алексей Литвиненко
24 сентября 2009 г. в Центре русской культуры


Елена Скульская, литератор 

Источник: Postimees

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.