Новости
15.01.2010
Мона Лиза и любовь
В Большом вспоминают Уланову
К столетию со дня рождения великой балерины Большой театр совместно с Фондом Улановой организовал танцевальный фестиваль. Вчера показали «Лебединое озеро», сегодня дают «Жизель», а завтра пройдет гала-концерт со специальной программой и с участием солистов Большого и Мариинского театров.
Об Улановой искусствоведы писали: она рождена для танца, как поэт для стихов или полководец для битвы. Борис Пастернак писал ей восторженные письма, в которых воспел пластическую тему балерины — «чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты». Круглая дата — хороший повод напомнить, чем для русского и мирового искусства было творчество этой женщины. И почему писатель Алексей Толстой назвал Уланову обыкновенной богиней, а солдаты Великой Отечественной брали на фронт ее фотографии.
Чтить память балерины будут артисты лучших театров страны — Большого и Мариинского. Ведь в Петербурге Уланова родилась, там же прошла половина ее сценической карьеры. Большой театр, куда балерина перешла позже, дал толчок ее международным триумфам и мировой славе.
В гала-концерте покажут первые действия трех знаковых для Улановой балетов. Мариинка привезет «Бахчисарайский фонтан» и «Ромео и Джульетту», в этих спектаклях о несчастной любви балерина создала блистательные роли. Кстати, на вечере обещают показать кинохронику. Сохранилась, к примеру, запись сцены из пушкинского балета: Уланова-Мария в татарском плену медленно сползает по колонне на пол, сраженная кинжалом ревнивой соперницы. Балет по Шекспиру с участием Улановой тоже, к счастью, снят, и, посмотрев его, можно понять, почему она в роли юной Джульетты пленила Лондон на гастролях в 1956 году, хотя в тот момент балерине было уже 46 лет. Так что главная интрига вечера — в негласном соревновании современных исполнительниц с великой предшественницей: в героиню «Фонтана» перевоплотится солистка Мариинского театра Анастасия Колегова, Джульеттой станет ее сослуживица Евгения Образцова.
Большой театр предоставит одноактную «Шопениану», в которой Уланова тоже часто выступала (этот балет стал ее выпускным спектаклем, им же танцовщица завершила сценическую карьеру). Женские роли неоромантического опуса поделят между собой примы ГАБТ Мария Александрова и Мария Аллаш. В честь любимой наставницы единственную мужскую партию балета станцует Николай Цискаридзе.
По мнению главы Фонда Улановой знаменитого танцовщика Владимира Васильева, она была чрезвычайно загадочной балериной, в ее выступлениях «чувствовалась какая-то недосказанность, как в лучших творениях старых мастеров».
Об Улановой искусствоведы писали: она рождена для танца, как поэт для стихов или полководец для битвы. Борис Пастернак писал ей восторженные письма, в которых воспел пластическую тему балерины — «чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты». Круглая дата — хороший повод напомнить, чем для русского и мирового искусства было творчество этой женщины. И почему писатель Алексей Толстой назвал Уланову обыкновенной богиней, а солдаты Великой Отечественной брали на фронт ее фотографии.
Чтить память балерины будут артисты лучших театров страны — Большого и Мариинского. Ведь в Петербурге Уланова родилась, там же прошла половина ее сценической карьеры. Большой театр, куда балерина перешла позже, дал толчок ее международным триумфам и мировой славе.
В гала-концерте покажут первые действия трех знаковых для Улановой балетов. Мариинка привезет «Бахчисарайский фонтан» и «Ромео и Джульетту», в этих спектаклях о несчастной любви балерина создала блистательные роли. Кстати, на вечере обещают показать кинохронику. Сохранилась, к примеру, запись сцены из пушкинского балета: Уланова-Мария в татарском плену медленно сползает по колонне на пол, сраженная кинжалом ревнивой соперницы. Балет по Шекспиру с участием Улановой тоже, к счастью, снят, и, посмотрев его, можно понять, почему она в роли юной Джульетты пленила Лондон на гастролях в 1956 году, хотя в тот момент балерине было уже 46 лет. Так что главная интрига вечера — в негласном соревновании современных исполнительниц с великой предшественницей: в героиню «Фонтана» перевоплотится солистка Мариинского театра Анастасия Колегова, Джульеттой станет ее сослуживица Евгения Образцова.
Большой театр предоставит одноактную «Шопениану», в которой Уланова тоже часто выступала (этот балет стал ее выпускным спектаклем, им же танцовщица завершила сценическую карьеру). Женские роли неоромантического опуса поделят между собой примы ГАБТ Мария Александрова и Мария Аллаш. В честь любимой наставницы единственную мужскую партию балета станцует Николай Цискаридзе.
По мнению главы Фонда Улановой знаменитого танцовщика Владимира Васильева, она была чрезвычайно загадочной балериной, в ее выступлениях «чувствовалась какая-то недосказанность, как в лучших творениях старых мастеров».
Майя Крылова
Источник: РБК daily