Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
07.02.2010
«Кто автор этого безобразия?»
7 февраля 2010 г. премьера в театре «Эрмитаж». Спектакль по произведениям Николая Эрдмана поставил худрук театра Михаил Левитин. Изначально премьера планировалась к недавнему юбилею «Эрмитажа», но завершить постановку к сроку не успели.

Спектакль Кто автор этого безобразия? (2) (ermitazh.theatre.ru) «Для меня это один из самых главных драматургов», — рассказал Михаил Левитин в интервью нашему корреспонденту.

«Меня не волнует ни сейчас, ни вчера, ни завтра, ни позавчера. Понятие “Эрдман сейчас” не существует для меня, потому что существует вечно Эрдман, вечно Хармс и вечно немногие, но лучшие и любимые мною люди. Потому что нет театра Эрдмана, нет мира Эрдмана как бы в нашем театральном контексте. Иногда играет “Самоубийцу”, но это еще далеко не весь Эрдман. Загадка Эрдмана меня терзает не меньше, чем терзала загадка Хармса, Введенского, Олеши в театре».

В спектакль вошли басни и интермедии Эрдмана, а также сцены из пьесы «Самоубийца». «Я увидел, что его интермедии соединяются в единое целое», — рассказал Михаил Левитин.

«Нагрузка таланта на эти интермедии — и он сам интермедия. Во всяком случае, он хотел бы себя представить интермедией. А я отношусь с нескрываемым состраданием и интересом к тем, кто не прет в первачи, будучи ими по сути. Поэтому для меня Эрдман один из самых первых драматургов, создавший свой диалог и сохранивший себя в маленьком пространстве интермедии. Меня волновало, как может юмор сохранить себя, как может достоинство юмора существовать, как может у человека достоинство существовать, даже если он пишет не огромные пьесы для самых главных театров страны, а цирковые репризы или эстрадные миниатюры. Как можно изменить предназначению, не изменяя ему по сути? Это спектакль о достоинстве, а построен он на вещах легчайших. Я люблю пустяки, созданные гениальными людьми, больше чем гениальные произведения, созданные ими же».

Новая постановка театра «Эрмитаж» включает в себя интермедии к старым работам Вахтанговского театра «Гамлет», «Два веронца», «Лев Гурыч Синичкин», «Принцесса Турандот», к оперетте «Летучая мышь». В канву спектакля также вплетены цирковые миниатюры, письма и воспоминания самого Эрдмана. «Мы поднимаем, в общем-то, те вопросы, которые будут актуальны всегда», — рассказал в интервью нашему корреспонденту актёр Евгений Кулаков.

«Он пишет про живого человека. Я же вам не о фабрике говорю, а о живом человеке рассказываю, а человек одинаков всегда, он любит жизнь, боится смерти, любит все красивое, не любит некрасивое. А вообще, интермедии они прекрасны. Все прогоны, что мы делаем, я нахожусь на балконе, и я смотрю на все, потому что получаю колоссальное удовольствие просто от темы, которая возникает между слов. И невозможно объяснить, о чем я думаю в этот момент, но у Эрдмана это есть, какой-то подтекст, который каждый, наверное, улавливает.

Большое удовольствие работать с текстом Эрдмана, при том что для меня оказалось удивительным, что совершенно серьезные вещи вызывают гомерический хохот. Эрдман говорил, что он рассчитывает текст свой так, чтобы актеру было удобно. И в результате, для меня откровение, что, например, такие серьезные темы, как фраза «Я в Кремль позвоню», казалось бы, что смешного? А она вызывает смех своим парадоксом. Ничего, конечно же, мы не сократили, потому что невозможно ничего выкинуть, там каждая фраза — бриллиант».

«Интермедии Эрдмана соединяются в единое целое», — рассказал Михаил Левитин.

«Когда я читал ребятам композицию или набросок композиции, хохот стоял бесконечный. А когда я начал возиться с этим, то играть им это поначалу было немыслимо трудно. И до сих пор у них масса проблем с этим текстом. Этот текст нужно играть, разделяя данный юмор, имея какой-то свой вкус, свой слух на литературу. Я сказал, что я начинаю глохнуть, но слух на литературу у меня как-то параллельно остался. Эту интонацию, этот способ юмора передать было чрезвычайно тяжело. Я думаю, что почти никто из театров бы этого не сыграл. Кроме нашего театра, ко всему привыкшего».

Добавлю, в спектакле «Кто автор этого безобразия?» занята вся труппа театра и собака.
 
Татьяна Макарова
 
Источник: Радио Культура

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.