Новости
24.02.2010
Режиссер Сергей Соловьев: «Пока есть Сергей Шнуров и Юрий Башмет, не все так безнадежно»
После спектакля «Гамлет» кинорежиссер Сергей Соловьев рассказал корреспонденту «Газеты» Ольге Романцовой, почему молодым кинорежиссерам полезно ставить театральные спектакли, что общего между «Гамлетом» Егора Баранова и одноименным фильмом Григория Козинцева и какова прокатная судьба картины «Анна Каренина».
Сергей Соловьев |
Это наша обычная практика. Любому кинорежиссеру необходимо освоить большую форму, поработать в ней. У нее свои законы и иное пространство для изложения мысли. Но снять полнометражный фильм студенту практически невозможно. Максимум, что он может сделать, — это короткометражка, идущая не больше 10 минут. Спектакль в театре помогает освоить большую форму и научиться с ее помощью воплощать большое содержание. Мне кажется, что молодой режиссер рано или поздно должен взяться за «Гамлета» и рассказать с его помощью о герое нашего времени.
У Егора Баранова получился стремительный, динамичный спектакль, который не скучно смотреть. Я понимаю, то, что он увидел в «Гамлете», — параллели с нашим временем.
Но не слишком ли это просто — поставить пьесу Шекспира о разборках в коммуналке?
Любой режиссер ставит «Гамлета» о людях своей эпохи. Спектакль Баранова настолько же современен, насколько современен был фильм «Гамлет» Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Козинцев тоже прочитал «Гамлета» как историю о собственной эпохе и живущих в ней людях. Просто он считал хорошим и правильным тоном досконально изучить историографию, все исторические источники и одеть героев фильма в исторические костюмы. Но Смоктуновский, как и Олег Лабозин, игравший сегодня Гамлета, сыграли то, что приходит в голову человеку при чтении шекспировского текста. Просто Баранов прочитал его сейчас, а Козинцев — в 60-х годах прошлого века.
Кстати, Смоктуновский после роли Гамлета стал самым популярным актером эпохи. А у фильма «Гамлет» был совершенно невиданный кассовый успех. Все смотрели эту картину. Казалось бы, что общего между жизнью в Советском Союзе и шекспировской трагедией? Но это была история о том времени.
Но Смоктуновский играл интеллигента, который живет в тоталитарном обществе.
Общество в наше время изменилось, вот и герой стал другим. Козинцев снимал фильм о тоталитаризме, Баранов поставил историю наших дней: бандитское устроение жизни и связанные с ним разборки в человеческом социуме. По-моему, очень правильная и исчерпывающая форма.
Одни педагоги, обучая режиссеров, считают, что главное — научить их азам профессии, дать какие-то технические навыки. Другие — что нужно воспитывать ученика как личность, а технологии он научится сам. Как поступаете вы?
По-моему, нет никаких универсальных технологий, значит, их бессмысленно преподавать. У каждого режиссера, как и у каждого художника, своя техника, которая соответствует его художественной личности. У Врубеля одна школа, у Натальи Гончаровой — совсем другая. При этом все владеют профессиональной техникой.
Вы занимаетесь со своими учениками, показываете их работы на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Вам не обидно, что многие из них после окончания ВГИКа идут снимать сериалы?
Жалко, конечно, но вы же видите, какое сейчас время.
После вашего фильма «2-АССА-2» возникает ощущение, что культуры больше нет, она закончилась.
Культура не может закончиться, потому что она закончится только вместе с концом света. Конечно, время сейчас жесточайшее по своей глупости, цинизму и невежеству. Я бы так сказал: остались глупость, цинизм и невежество, больше ничего.
Значит, все безнадежно? Или культуру как-то можно спасти?
О какой безнадежности можно говорить, пока есть Сергей Шнуров и Юрий Башмет? Пока они живы, не все так безнадежно. Но я думаю, что сейчас не стоит вмешиваться в какие-то глобальные преобразования чего-то во что-то. Нужно стараться сохранить российскую культуру в каких-то отдельных очагах.
Вы бы могли сравнить Сергея Шнурова с Виктором Цоем?
Зачем их сравнивать? Разве можно меня сравнить с Тарковским? Он — это он, а я — это я.
Интересно, почему единственная книга, которую вы показываете в «2-АССЕ-2», — это «Анна Каренина»?
А почему Набоков считал «Анну Каренину» лучшим романом мировой литературы? Попытайтесь ответить на этот вопрос.
Может быть, и отвечу, когда посмотрю ваш фильм «Анна Каренина». Почему его не показывают в Москве?
Потому что жизнь у нас такая. «Анну Каренину» показывают в Лондоне, Париже, Риме, Тель-Авиве, везде, но только не в России.
А что говорят прокатчики? Они отказываются ее показать?
Они не отказываются. Наоборот, все говорят: «Надо думать, как хорошо ее выпустить». И никак не выпускают.
Призрак выходит из телевизора
Герои шекспировского «Гамлета» поселились в коммунальной квартире. Туда перенес действие своего спектакля «Гамлет» будущий кинорежиссер Егор Баранов, ученик Сергея Соловьева. Пространство подвального театра А.Р.Т.О., где 20 февраля 2010 г. состоялась премьера, идеально вписалось в режиссерский замысел.
Пьеса «Гамлет» практически бездонна. Поставив ее, каждый режиссер умудряется вычитать в ней что-то новое. Егор Баранов не стал нагружать своего «Гамлета» дополнительным смыслом.
В спектакле режиссер добросовестно пересказал детективный сюжет и перенес его героев в наши дни. Эльсинор превратился в огромную коммуналку, а его обитатели стали бандитами.
Так мог бы снять «Гамлета» Квентин Тарантино. Клавдий (Александр Новиков) задушил пьяного брата, чтобы стать паханом (символы королевской власти — галстук да длинная меховая шуба) и взять в жены невестку Гертруду (Оксана Сидоренко). Труп убийца бросает в металлическую тележку, в которой возят продукты в супермаркетах. Сверху на труп кинут маленький телевизор, и голос Призрака будет кричать с телевизионного экрана. А рука, высунувшаяся из тележки, схватит Гамлета (Олег Лабозин) за горло.
Этому Гамлету не до философских рассуждений. Главное — уцелеть во время разборок и отомстить за отца. Молодой человек впервые понял, что находится на волосок от смерти и как страшно умирать. Этот страх смерти становится главной темой монолога «Быть или не быть». Заметно, что режиссер поставил историю о том, что он очень хорошо знает. Каждый из типажей узнаваем, они выглядят на сцене живыми людьми с понятными и естественными реакциями. У спектакля стремительный, чисто детективный ритм, и, даже зная сюжет, все равно с нетерпением ждешь, чем кончится дело. Чтобы зрители догадались, что вокруг принца Датского сплошной клубок змей, все герои время от времени надевают на руку кукол-змеенышей, которые открывают пасти и шипят.
У Баранова врожденное чувство ритма, он умеет придумывать интересные мизансцены практически в пустом пространстве. К примеру, чтобы подслушать разговор Гамлета и Офелии, Полоний, Клавдий и Гертруда приносят с собой листы фанеры и прячутся за ними. Режиссер собирается со временем экранизировать своего «Гамлета». Но хочется, чтобы фильм был снят как минимум лет через 10. Чтобы Баранов повзрослел, повнимательнее прочитал Шекспира и понял, что история принца Датского не ограничивается детективным сюжетом и эльсинорскими разборками.
Статья опубликована в издании «Газета», № 31 от 24 февраля 2010 г.
Пьеса «Гамлет» практически бездонна. Поставив ее, каждый режиссер умудряется вычитать в ней что-то новое. Егор Баранов не стал нагружать своего «Гамлета» дополнительным смыслом.
В спектакле режиссер добросовестно пересказал детективный сюжет и перенес его героев в наши дни. Эльсинор превратился в огромную коммуналку, а его обитатели стали бандитами.
Так мог бы снять «Гамлета» Квентин Тарантино. Клавдий (Александр Новиков) задушил пьяного брата, чтобы стать паханом (символы королевской власти — галстук да длинная меховая шуба) и взять в жены невестку Гертруду (Оксана Сидоренко). Труп убийца бросает в металлическую тележку, в которой возят продукты в супермаркетах. Сверху на труп кинут маленький телевизор, и голос Призрака будет кричать с телевизионного экрана. А рука, высунувшаяся из тележки, схватит Гамлета (Олег Лабозин) за горло.
Этому Гамлету не до философских рассуждений. Главное — уцелеть во время разборок и отомстить за отца. Молодой человек впервые понял, что находится на волосок от смерти и как страшно умирать. Этот страх смерти становится главной темой монолога «Быть или не быть». Заметно, что режиссер поставил историю о том, что он очень хорошо знает. Каждый из типажей узнаваем, они выглядят на сцене живыми людьми с понятными и естественными реакциями. У спектакля стремительный, чисто детективный ритм, и, даже зная сюжет, все равно с нетерпением ждешь, чем кончится дело. Чтобы зрители догадались, что вокруг принца Датского сплошной клубок змей, все герои время от времени надевают на руку кукол-змеенышей, которые открывают пасти и шипят.
У Баранова врожденное чувство ритма, он умеет придумывать интересные мизансцены практически в пустом пространстве. К примеру, чтобы подслушать разговор Гамлета и Офелии, Полоний, Клавдий и Гертруда приносят с собой листы фанеры и прячутся за ними. Режиссер собирается со временем экранизировать своего «Гамлета». Но хочется, чтобы фильм был снят как минимум лет через 10. Чтобы Баранов повзрослел, повнимательнее прочитал Шекспира и понял, что история принца Датского не ограничивается детективным сюжетом и эльсинорскими разборками.
Статья опубликована в издании «Газета», № 31 от 24 февраля 2010 г.
Фото: Владимир Афанасьев/Газета
Источник: Gzt.Ru