Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
24.02.2010
Самобичевание танцем
// «Укрощение строптивой» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

 

Возобновление балета
 
«Укрощение строптивой» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

В балете Дмитрия Брянцева Петруччо (Георги Смилевски) регулярно удовлетворяет Катарину (Наталья Крапивина) до полного изнеможения

В память о своем покойном главном балетмейстере Дмитрии Брянцеве Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко возобновил его спектакль 14-летней давности — «Укрощение строптивой» на музыку Михаила Броннера. Комментирует Татьяна Кузнецова.

Дмитрий Брянцев, возглавлявший труппу с 1985 по 2004 год, был кумиром театра: этого деятельного жизнелюба любили до самозабвения. Никто не подвергал сомнению право балетмейстера единолично формировать репертуар. Немудрено, что во времена правления Брянцева львиную долю афиши составляли его собственные балеты.

К несчастью для труппы, расцвет таланта хореографа пришелся на эпоху, когда он еще не занял руководящий пост в Музтеатре Станиславского — его главным хитом так и остался телебалет «Галатея» 1977 года с неподражаемой Екатериной Максимовой в роли Элизы Дулитл. Балету «Стасика» Дмитрий Брянцев регулярно дарил оригинальные постановки, однако с начала 1990-х хореограф вступил в полосу творческого кризиса: за оставшиеся годы он поставил лишь одну удачную вещь — «Призрачный бал». Этот балет музтеатр возобновил в прошлом сезоне. Но остановиться на этом не смог, отпраздновав 63-ю годовщину со дня рождения Брянцева «Укрощением строптивой».

Этот двухактный спектакль еще на премьере в 1996 году казался неудачей. Шекспиром в нем и не пахло — ту историю, которую изложил на сцене балетмейстер, мог рассказать любой слесарь: чтобы баба была послушной, ее надо попеременно бить и ублажать в койке. Если не помогает, можно поморить голодом. В балете у Катарины исчезли все родственники, включая сестру, а соответственно, все перипетии сюжета, связанные со сватающимися к Бьянке женихами. Да, собственно, в балете и нет ролей, кроме двух главных. Безымянные друзья, подруги, женихи Катарины, возникшая ниоткуда цыганка, с которой у Петруччо обнаружилась сексуальная связь, нужны лишь для того, чтобы беспрестанным приплясыванием заполнять раздражающе громкую и навязчиво ритмичную музыку, для которой место на подмостках провинциального музтеатра.

На провинциальный мюзикл смахивает и спектакль в целом. Массовые эпизоды с их карикатурными потугами на знаменитую сцену дансинга из «Вестсайдской истории», тянутся изнурительно долго и бесконечно скучны, хотя хореограф Брянцев изо всех сил старается рассмешить публику. Но все эти пинки, подножки, падения, попойки, перебранки, подпрыжки, приколы, подтанцовки, перекочевавшие в «Укрощение строптивой» из его старых постановок, на сей раз не срабатывают — совсем как бородатые анекдоты. Композиция распадается на глазах: в бессмысленных повторах вязнет не только кордебалет, но и главные герои.

Драчливая Катарина в необаятельном исполнении Натальи Крапивиной выглядит законченной мегерой: размахивает ногой, как костылем, вызывающе задирает подол и нарочито коряво прыгает с пятки на пятку. Но и в образе усмиренной Катарины балерине не удается покрасоваться — хореограф так и не поставил героине любовного адажио, заменив его лирическим барахтаньем на полу вместе с любимым. Петруччо постоянно вертит пируэты, делает какие-то общепринятые туры и козлы — ничего оригинального хореограф ему не придумал. Кроме хлыста, фрейдистского символа мужского могущества. Этим цирковым бичом герой нещадно и звучно лупит по сцене с первого своего появления, и нельзя сказать, что деликатный красавец Георги Смилевски комфортно чувствует себя в образе подвыпившего укротителя.

14 лет назад, в эпоху глубокого балетного застоя, пороки «Укрощения строптивой» казались неизбежной данью хореографическому безвременью. Теперь же, когда Музтеатр Станиславского не без оснований хвалится своей прогрессивностью, а его афиша пополнилась подлинными шедеврами ХХ века, ностальгия по собственному провинциализму выглядит просто абсурдной.
Татьяна Кузнецова

«Укрощение строптивой» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

«Укрощение строптивой» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

«Укрощение строптивой» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

 

«Укрощение строптивой» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

 
Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ
 
Источник: Газета «Коммерсантъ»   № 31/С (4331) от 24.02.2010

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.