Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
26.02.2010
«Имя наше – театр, звание – народный»
Ухтинскому народному драмтеатру исполняется 75 лет. Этот год для народного коллектива драмтеатра городского Дворца культуры — особенный: один из старейших театров Коми открывает свой 75-й юбилейный сезон, а его худрук и режиссер — постановщик Вера Гой — тридцать пятую страницу своих театральных сезонов. В предыдущих — четыре десятка ее спектаклей, ежегодные премьеры 27 марта, в Международный день театра. Нынешняя юбилейная «страница» пестрит Островским, и по незыблемой традиции на День театра намечена премьера.

Вера Гой«Пойдемте, посидим в беседке Парка культуры и отдыха, почитаем местную газету “Северный горняк” или “Вышку”, а потом, если хотите, пойдем в театр. Идет “На дне” Максима Горького в постановке Шнеерсона, мейерхольдовца… Играют артисты московских и ленинградских театров», — писал Остап Вишня в очерке «Город Чибью» в 1934 году. Тогда актеры были заключенными, а театр именовался театром Ухтпечлага. Он и стал предтечей народного драмтеатра. В 1935 году актер украинского театра Харькова Иосиф Гирняк, ставший худруком, а затем режиссером «гулаговского» театра имени Косолапкина, поставил на сцене местного клуба (располагавшегося на месте ЦДК) спектакль «Бесшабашный». Однако, по словам Веры Михайловны, до того были еще постановки с его участием: «Бесприданница» и «Часовщик и курица».

Звание «народный» театру было присвоено в 1961 году за спектакль по пьесе Лавренева «Гибель эскадры» в постановке режиссера Нины Опрокидневой (Григорьевой).

О запутанных «корнях» и сегодняшних обозримых горизонтах в преддверии юбилейного сезона нам рассказала сама Вера Гой. Кстати, этот сезон совпал с еще одной знаменательной датой — ее 60-летием, которое она отметит 30 июля.

«Жанна д’Арк» ухтинской сцены

Вера Михайловна, помимо постановок и руководства огромной труппой в шестьдесят человек, вы на протяжении многих лет по крупицам восстанавливали биографию вашего театра: изучали архивные документы, газетные публикации, даже встречались в Алма-Ате с очевидцем театральных дебютов 30-х годов — архитектором здания ЦДК, театральным художником Николаем Жижимонтовым. Какие «белые пятна» в истории ухтинского театра удалось восполнить?

— Прежде всего, его летоисчисление, а также имена актеров первой театральной труппы и сведения о постановках тех лет. Это стало возможным в том числе и благодаря обнаруженной журналистом Булычевым книги Иосифа Гирняка «Воспоминания об Остапе Вишне», вышедшей в Великобритании в семидесятые годы. Многое рассказал и Николай Жижимонтов. Глубже познакомившись с историей театра, я ощутила себя преемницей той первой плеяды театральных деятелей. Дело в том, что судьбоносным образом один из создателей театра Ухтпечлага Павел Губенко (знаменитый Остап Вишня) и его первый худрук Иосиф Гирняк — мои земляки, харьковчане.

Сюда я приехала после окончания Харьковского института культуры. С помощью краеведа Ирины Воронцовой удалось разыскать пьесу «Часовщик и курица». Возможно, в скором будущем удастся осуществить ее постановку. Это будет данью памяти талантливым зачинателям ухтинского театра и связующей нитью разных актерских поколений.

— Когда произошла Ваша встреча с театром?

— Кроме театра, у меня не могло быть иной биографии. В мою жизнь театр пришел в раннем детстве. В нашем доме часто собирались фронтовые друзья моего отца. В честь их мы устраивали праздничный концерт: папа играл на гармошке, я же демонстрировала свой коронный номер: исполняла на аккордеоне полонез Огиньского. Еще пела народные песни и танцевала «Цыганочку», подсмотренную в стоявшем недалеко от нас таборе. Гости были в восторге, мы срывали аплодисменты, так что к овациям я привыкла с «пеленок». Потом были многочисленные смотры самодеятельности, победы в творческих конкурсах, даже пробы на Киевской киностудии имени Довженко. Правда, сниматься в кино мама не отпустила. По ее же просьбе режиссерский факультет пришлось предпочесть актерскому. Дипломный спектакль ставила по пьесе «Лес» моего любимого Островского.

Ухтинский народный драмтеатр— В Ухту Вы приехали в 1974 году и довольно быстро выпустили спектакль. Сразу успех и должность режиссера театра…

— Я попросила разрешения репетировать спектакль по пьесе Сергея Михалкова «Смех и слезы». Встречи с актерами проходили в швейной мастерской ЦДК (здесь я позже поставила «Зойкину квартиру» по Булгакову). В следующем году коллективу театра необходимо было подтверждать свое звание, а спектакля под рукой не оказалось. Спасли положение мои «Смех и слезы», и благодаря подтвержденному званию я стала режиссером театра. Вот с тех пор держу это звание как знамя.

— В ГДК Вы уже четверть века. Скучаете по той, первой вашей сцене?

— Сцена ЦДК — единственная в городе профессиональная театральная площадка с изумительной акустикой — закрыта на ключ уже 25 лет. Не надо забывать, что проект архитекторов ЦДК Жижимонтова и Мурзина назывался «музыкально-драматический театр имени Косолапкина». Помню свой прощальный спектакль на этих подмостках. «Жаворонок» по пьесе французского драматурга Жанна Ануя о подвиге Жанны д’Арк стал символическим «сожжением» прошлого. Перед спектаклем в фойе мы всем раздали хворост. В финале зрители стали участниками действа: бросали ветки на сцену. Упал красный занавес, и все невольно стали виновниками гибели героини. Мы ничего не исказили: Жанну сожгли люди. Образ Жанны д’Арк близок мне по духу. Я по жизни — воин. Хотелось бы вернуться на эту сцену, но увы — это утопия.

— Какими еще режиссерскими находками Вы удивляли публику?

— Например, в спектакле «Свалка» по пьесе современного автора Дударева на сцену вываливается целый кузов всевозможных бумажек. Для реквизита пришлось собрать программки прошлых лет. В этом же спектакле прямо на сцене актеры жарили яичницу. В постановке по Маркесу «Старый — престарый сеньор с огромными крыльями» мы с балкона пустили по леске куклу — ангела. Она летела под музыку через весь зал к немалому удивлению зрителей. В «Слуге двух господ» на оркестровой яме соорудили гондолу, которая не просто стояла, а двигалась. Здесь же у нас были живые фонтаны. В «Женитьбе Бальзаминова» на огромных качелях развесили много — много яблок. И когда Бальзаминов наконец-то решил жениться, эти качели перевернулись и яблоки посыпались ему на голову. Потом герои стали танцевать кадриль прямо на упавших яблоках.

— У Вас богатейший репертуар. И все же, судя по юбилейной афише, любимчиками остаются Шекспир и Островский.

— В разные годы меня увлекали разные проблемы, поэтому я брала непохожих друг на друга авторов: Сартра, Мольера, Мопассана, Шукшина (спектакль «До третьих петухов»), пьесы современных драматургов. И все же осталась верной классике: Шекспир и только он. Из самых сложных работ вспоминается философия Сартра — пьеса «Мухи»: тема человеческой совести, как человек сам себя съедает.

— Какие сюрпризы и премьеры нас ожидают в этом, эпохальном для театра сезоне?

— Приглашаем ухтинцев 26 и 27 марта на премьеру трагикомедии по Булгакову «Дон Кихот». Всю жизнь я ношу с собой этот образ и всегда мечтала создать спектакль. Будучи студенткой, купила в ювелирном магазинчике металлическую фигурку Дон Кихота и с тех пор с ней не расстаюсь. В финале зрителей ждет сюрприз. А то, что в моих спектаклях герои никогда не умирают, это мой сценический закон. Юбилейный спектакль «В ожидании чуда» ухтинцы увидят в начале апреля. В Сыктывкарском театре драмы 13 марта мы покажем шекспировский «Сон в летнюю ночь». Несколько лет назад мы были в этом театре на гастролях со спектаклями «Слуга двух господ» и «Женитьба Бальзаминова».

— В начале апреля состоится IX городской фестиваль театров детских садов Ухты «Забава», основателем и идейным вдохновителем которого Вы являетесь на протяжении всех девяти лет. Что нас ждет в этом году?

— В прошлом сезоне на нашем фестивале были показаны 16 спектаклей с участием маленьких ухтинцев из многих детских садов города. В этот раз ожидаем не меньше театральных коллективов. Помимо основного, в нашем драмтеатре действуют молодежный театр и детский театр-студия «Капитошки». У нас в репертуаре уже порядка пятнадцати детских спектаклей, в том числе «Волшебник Изумрудного города», «Царевы очи», «Красавица и чудовище», «Маленький принц». Мечтаю, что когда-нибудь в городе появятся детский и профессиональный театры. А пока добро пожаловать на наши спектакли, мы всегда рады встрече с вами, дорогие наши зрители.
 
По воспоминаниям ухтинских ветеранов в 2008- году Вера Гой поставила спектакль «Отражение», вскоре по сценарию постановки Сергей Селиванов снял документальный фильм. Фото Сергея Селиванова.

Юбилейная афиша


3 марта, 19:00
(малая сцена ГДК)
А. Островский «На всякого мудреца довольно простоты»
(комедия)

6 марта, 19:00
(малая сцена)
А. Островский «Зачем пойдешь, то и найдешь» (комедия)

7 марта, 19:00
(малая сцена)
Л. Филатов «Дилижанс»
(комедия)

10 марта, 19:00
(малая сцена)
А. Островский «Не все коту Масленица» (комедия)

13 марта, 18:00
(Сыктывкарский театр драмы имени Савина)
Шекспир «Сон в летнюю ночь» (комедия)
 
26 марта, 19:00,
27 марта, 17:00

(большой зал ГДК)
Премьера. Булгаков «Дон Кихот» (трагикомедия)

1–2 апреля, 10:00
(большой зал)
IX городской фестиваль театров детских садов Ухты «Забава»

7 апреля, 19:00(большой зал)
Юбилейный спектакль «В ожидании чуда»
Татьяна Пашинская
 
Фото Александра Скорнякова
 
Источник: НЭП+С

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.