Новости
05.03.2010
Кукольная старость
«Анатомия Лир» в рамках проекта «Шекспир@Shakespeare»
Спектакль «Анатомия Лир» приезжает из Хельсинки. По приглашению Театра наций его привозит независимая театральная группа «Ансамбль Анатомия». У нас так повелось, что театральные события случаются только в стенах серьезных театральных учреждений, а у маленьких независимых групп, состоящих из объединенных какой-то идеей энтузиастов, мало шансов пробиться в «высшую лигу» искусства. В Финляндии свободного места больше, и никто никого не затаптывает: так что уже первый спектакль группы, составившейся из выпускников знаменитой парижской Школы Жака Лекока и Театральной академии Хельсинки, обратил на себя внимание.
Назывался он «Вечное лето» и был адресован как взрослой, так и детской аудитории: помимо всех своих других достоинств финский театр старается охватить все группы зрителей. Так, однажды «Вечное лето» показывали в доме престарелых. И вот именно тогда членам группы «Анатомия» пришла в голову идея сделать спектакль о старости, о беспомощности, о том, как старый человек тщетно цепляется за жизнь, ведь в Финляндии обо всем, даже о самом грустном и щепетильном, принято говорить прямо и честно. В общем, «Ансамбль Анатомия» поставил спектакль о короле Лире и его дочерях. В принципе нельзя не признать, что ассоциативная цепочка «старик на сцене — значит, Лир Шекспира» довольно банальна и укоренена в каких-то стародавних представлениях о распределении ролей.
Впрочем, пьеса Шекспира к спектаклю «Ансамбля Анатомия» имеет опосредованное отношение. В спектакле практически нет текста, а Лир — не человек, а кукла. Эту куклу, изображающую дряхлого и беспомощного старика, обслуживают пять человек: три актрисы (то есть три королевских дочери — Регана, Гонерилья и Корделия) и два техника. Кукольный Лир и люди, его окружающие, живут в пространстве между реальностью и сном. Король столь стар, что все время находится в полузабытьи. Но при этом он капризен и настойчив. С одной стороны, он абсолютно беспомощен, с другой — всевластен, потому что его немощь становится проклятьем и кошмаром для окружающих.
Один из снов Лира: его детей извлекают из его же тела врачи в красных перчатках, третьей из отца вылетает Корделия-бабочка, которая не может жить в этом затхлом мире, поэтому ее сажают в банку... Из таких вот сцен, соединяющих поэзию и морок, здравомыслие и безумие, и состоит этот спектакль. Тирания Лира вовсе не отменяет нежность и сострадание, которое испытывают к отцу дочери. Привыкший к абсолютной власти, Лир-кукла теряет контроль не только над окружающим миром, но и над своим телом. В этом теле спрятаны не только мрачные воспоминания о прошлых грехах, но и не высказанная до конца тоска. Лишь перед смертью к главному герою «Анатомии» приходят понимание и потребность в прощении. Спектакль прост и в то же время изящен в деталях, а работают с куклой актрисы из Хельсинки действительно мастерски. Впрочем, это неудивительно: продукция из Финляндии всегда высокого качества.
Театр имени Моссовета, 6 марта 2010 г., 16.00 и 19.00, 7 марта 2010 г., 12.00
Фото: Stefan Breme |
Впрочем, пьеса Шекспира к спектаклю «Ансамбля Анатомия» имеет опосредованное отношение. В спектакле практически нет текста, а Лир — не человек, а кукла. Эту куклу, изображающую дряхлого и беспомощного старика, обслуживают пять человек: три актрисы (то есть три королевских дочери — Регана, Гонерилья и Корделия) и два техника. Кукольный Лир и люди, его окружающие, живут в пространстве между реальностью и сном. Король столь стар, что все время находится в полузабытьи. Но при этом он капризен и настойчив. С одной стороны, он абсолютно беспомощен, с другой — всевластен, потому что его немощь становится проклятьем и кошмаром для окружающих.
Один из снов Лира: его детей извлекают из его же тела врачи в красных перчатках, третьей из отца вылетает Корделия-бабочка, которая не может жить в этом затхлом мире, поэтому ее сажают в банку... Из таких вот сцен, соединяющих поэзию и морок, здравомыслие и безумие, и состоит этот спектакль. Тирания Лира вовсе не отменяет нежность и сострадание, которое испытывают к отцу дочери. Привыкший к абсолютной власти, Лир-кукла теряет контроль не только над окружающим миром, но и над своим телом. В этом теле спрятаны не только мрачные воспоминания о прошлых грехах, но и не высказанная до конца тоска. Лишь перед смертью к главному герою «Анатомии» приходят понимание и потребность в прощении. Спектакль прост и в то же время изящен в деталях, а работают с куклой актрисы из Хельсинки действительно мастерски. Впрочем, это неудивительно: продукция из Финляндии всегда высокого качества.
Театр имени Моссовета, 6 марта 2010 г., 16.00 и 19.00, 7 марта 2010 г., 12.00
Источник: Журнал «Weekend» № 8 (154) от 05.03.2010