Новости
10.03.2010
Вредный старик
Финский спектакль «Анатомия Лир» продолжил шекспировский проект Театра наций

Участвуют в практически бессловесном спектакле кукла и три актрисы. Небольшая гротескная, носатая, глазастая кукла, с телом, просвечивающим, как скелет, — это глубокий старик Лир, находящийся в чем-то вроде больницы для престарелых. А три рослые финские девушки-кукловоды — его сиделки и, по-видимому, дочери (судя по тому, как однажды он кричит, не то зовя, не то проклиная: «Корделия!»). Кроме больничной кровати со стариком на сцене есть еще полупрозрачная комната, где на разделочном столе лежит уже большая кукла Лир, а сестры режут и пилят его, вынимая из груди и из головы много всяких интересных предметов, которые тут же показывают на экране. (Похожая сцена, только теневая, была в спектакле Крымова «Донкий Хот», где из распиленной головы героя вынимали бесконечные книги.) Судя по всему, эта комната — кошмары Лира. А еще есть отдельно стоящий живой костюм, который дает ненадолго пободревшему Лиру шикарные брюки, кейс и прикурить. Это, видимо, воспоминания и мечты.
Честно признаться, все эти кошмары и мечты не особенно интересны, лучшее, что есть в спектакле, это собственно Лир, маленький, вредный, вечно кашляющий старик, оживающий с помощью трех изумительных кукловодов. В сущности, само напоминание о шекспировской трагедии тут вполне формально, так же, как немного дает и эпиграф спектакля, взятый из финала пьесы, обращение Лира к Корделии: Мы будем петь там, словно птицы в клетке. / Благословенья спросишь — на коленях / Прощенья попрошу. Мы будем жить, / Молиться, петь средь сказок и улыбок, / Как золотые бабочки...
Маленький спектакль хельсинкской группы «Ансамбль «Анатомия» — это этюд о старости, неприглядной, бессильной, тиранствующей. Лир требует у дочерей-сиделок то очки, а то газету, сердится, когда его не понимают, отталкивает стакан с водой, раздраженно хочет уважения и покорности — десять раз по мелочам возвращает ушедшую, в последний раз просто для того, чтобы она сделала книксен. Он злит, он мучает, досаждает, мешает, но он старик, и он вот-вот умрет (и умирает в конце) — это заставляет на него смотреть как-то по-другому и вспоминать всех знакомых жалких тиранствующих стариков. Конечно, трудно называть этот маленький эскиз спектаклем, но, как ни странно, в нем с большим основанием, чем во многих «настоящих», больших постановках, можно говорить о «жизни человеческого духа». Только живет он в деревянной кукле.
Дина Годер
Источник: Время новостей