С XVIII века произведение «Двойной обман» считалось подделкой в стиле драматургии Шекспира. Но после того как эксперты Ноттингемского университета во главе с профессором Брином Хаммондом провели специальное исследование, все сомнения в истинном авторстве пьесы полностью развеялись. Через 300 лет пьеса наконец признана творением великого Шекспира.
По мнению экспертов Ноттингемского университета, именно великий английский драматург Уильям Шекспир совместно с другим автором елизаветинской эпохи сотворили «Двойной обман» — в прямом и переносном смысле.
Корни интриги уходят в далекий 1728 год, когда произведение «Двойной обман, или Бедствующие любовники» впервые было опубликовано Льюисом Теобальдом. Он утверждал, что воссоздал «Двойной обман», базируясь на материалах пьесы «Карденио», написанной совместно Шекспиром и Джоном Флетчером. А те, в свою очередь, взяли за основу одну из сюжетных линий «Дон Кихота», которая просто не дошла до нашего времени.
По словам издателя Теобальда, он располагал тремя экземплярами «Карденио», которые, однако, были впоследствии утеряны. Публикация «Двойного обмана» наделала много шума в Англии. Практически сразу пьеса официально была объявлена фальшивкой, мистификацией, и, по всей видимости, именно с тех пор ее принадлежность перу Шекспира отрицалась. Позже «Двойной обман» был переиздан и обозначался как «адаптированное» произведение в стиле великого английского драматурга.
Специалисты Ноттингемского университета провели специальное исследование, результаты которого сняли просуществовавшие не одно столетие сомнения в истинном авторстве пьесы.
Оказалось, что работа все же принадлежит перу Шекспира, но она написана в соавторстве с еще одним драматургом — Джоном Флетчером. Известно, что Шекспир сотрудничал с ним при работе над еще двумя другими пьесами.
«По меньшей мере, половина пьес, написанных в то время, создавалась в соавторстве», — отметил профессор Брин Хаммонд из Ноттингемского университета, который стал редактором одного из последних собраний сочинений Шекспира, куда вошел и «Двойной обман».
Ученые установили, что мастер написал большую часть этой пьесы. «Руку Шекспира можно распознать в первом, втором действии, а также в первых двух сценах третьего», — рассказал Хаммонд.
При более детальном изучении профессору удалось обнаружить в тексте произведения следы работы трех человек: Теобальда, Флетчера и Шекспира. Вот, например, одно из доказательств, приведенное Брином Хаммондом. В «Двойном обмане», утверждает исследователь, встречаются слова, не присутствующие в других текстах Теобальда и Флетчера, например «absonant» («резкий, диссонирующий звук»).
По мнению английского эксперта, «Двойной обман» был написан Шекспиром и Флетчером вскоре после того, как в 1612 году вышел в свет перевод «Дон Кихота» Сервантеса. А в 1613 году эта пьеса была минимум дважды представлена на сцене.
Хаммонд предъявил весомые аргументы и настаивает на том, что пьесу «Двойной обман» следует включить в шекспировский канон. Кроме того, сообщается, что помощник художественного руководителя Королевской шекспировской компании Грегори Доран работает над текстологической реконструкцией оригинала XVII века.
Не обошлось и без скептиков, которые утверждают, что даже если пьеса и впрямь аутентична, то все равно в ней осталось больше от Флетчера, чем от Шекспира. Но, несмотря на это, Хаммонд абсолютно уверен: перо великого драматурга причастно ко многим строкам.
Вячеслав Локацкий
Источник: Правда.ru