Новости
12.04.2010
55 лет назад Владимир Тхапсаев потряс исполнением роли Отелло театральную Москву
Ровно 55 лет назад, 12 апреля 1955 г., в Москве в театре Моссовета состоялся спектакль, подготовленный к постановке главным режиссером театра, народным артистом СССР Юрием Завадским. Шекспир — всегда событие в театральном мире. Но еще более значительным событием стал выбор режиссером актера на главную роль. Им был артист из Владикавказа Владимир Тхапсаев, который в один вечер стал знаменитым. С этого дня известность Тхапсаева перешагнула границы республики и шагнула по всей стране и далеко за ее пределы. Газета «Социалистическая Осетия» написала об этом событии в скромной заметке под заголовком «Тхапсаев на московской сцене».
«Роль Отелло на осетинском языке исполнял заслуженный артист РСФСР и народный артист Северо-осетинской АССР В. Тхапсаев.
Спектакль прошел с большим успехом. Московские зрители горячо приветствовали талантливого актера осетинского театра, мастерски исполнившего роль Отелло.
Москвичам будет показано еще несколько спектаклей с участием Тхапсаева».
Но прежде чем предстать перед московской публикой, Тхапсаев глубоко проникся ролью. «Отелло» был первым шекспировским спектаклем, поставленным в Осетинском театре и шел на его сцене почти сорок лет. Он стал легендой театра. Было несколько редакций этой постановки. В 1940 году его поставил режиссер В. Фотиев; в 1951 году — З. Бритаева. Семь Дездемон выходило на осетинскую сцену; четыре Яго, не говоря уже об исполнителях других ролей. Неизменным оставался Отелло — Владимир Тхапсаев. Именно в нем заключался секрет долгой жизни спектакля и его притягательная сила. После постановке «Отелло» Ю. Завадским в театре «Моссовета», Тхапсаев играл эту роль и во многих других театрах России, а также в Монголии, где билеты на все спектакли с его участием раскупили сразу же, как только они поступили в продажу.
Сохранилось несколько интересных воспоминаний о Тхапсаеве и его Отелло.
Многолетний главный режиссер Московского театра им. Гоголя Борис Голубовский в газете «Вечерняя Москва» (30.03.2004) вспоминал:
«В театральном мире Москвы сенсация: замечательный осетинский актер Владимир Тхапсаев будет играть Отелло в спектакле Театра им. Моссовета. Я не мог не пойти посмотреть на работу большого мастера. Рядом со мной сидела молодая обаятельная пара лет 25–28, самозабвенно погрузившаяся в трагическое действие. Когда Яго стал плести свои адские интриги вокруг доверчивого мавра, я услышал, как девушка прошептала своему спутнику: «Сережа, я чувствую, что это плохо кончится…»
Действительно, все кончилось очень плохо. Заслуженные овации сотрясали зал. Мои соседи аплодировали громче всех… »Другой мемуарист Владимир Таршис в «Литературной газете» (№ 11 от 15–22 марта 2000) написал еще более развернутый портрет артиста:
«Явление Тхапсаева в роли мавра было поистине грандиозным. Он заполнял собой пространство и сцены, и зала, и мое собственное душевное пространство, до предела взвинченное, — даже когда отсутствовал среди действующих лиц. Потрясение оказалось столь велико, что ночь вышла бессонной, о чем я ничуть не сожалел…
Слава об Отелло Тхапсаева давно перешагнула пределы страны. Шекспировский мемориальный театр в Англии настойчиво приглашал его на гастроли. Отчего поездка так и не состоялась, неизвестно. В 1955 году Сергей Юткевич, готовясь к съемкам фильма, пригласил на пробы вместе с С. Бондарчуком и Тхапсаева. Но тот отказался:
— Рано. Я еще первый акт по-русски не освоил.
Я об этом узнал, естественно, позже, и причина отказа показалась странной — он прекрасно говорил по-русски, даже не с акцентом, а так — с легкой, едва уловимой мелодикой речевой…
После вечера Тхапсаева в Центральном Доме актера ВТО Ю. А. Завадский пригласил его сыграть несколько спектаклей в его театре — имени Моссовета. Всех удивило, что на этот раз приглашение было безоговорочно и без раздумий принято, да еще несмотря на то, что в роли Отелло сверкал на той сцене Н. Д. Мордвинов.
Успех нескольких вечеров подряд превзошел все ожидания. Триумф! Даже перекупщики билетов просчитались — спрос превысил их запасы…»
Интересные мемуары написал заслуженный артист России Вениамин Панов, игравший в Русском театре во Владикавказе в 1947–1950 гг., и до сих пор играющий в Тюменском драматическом театре.
«Эта человеческая простота и доступность были главными чертами его характера, они органически вошли в его самый значительный и самый знаменитый сценический образ Отелло.
Более десяти лет спустя, после его нашумевших гастролей в Москве, в театре Моссовета, где он играл в спектакле Юрия Завадского, мы с женой приехали из Томского «закрытого» театра в отпуск — и я пошел в осетинский театр повидаться со всеми. В репетиции был занят и Тхапсаев. Вел репетицию мхатовский режиссер И. М. Раевский. Он помнил меня по Ивановскому театру, где тоже проводил репетиции, и разрешил мне присутствовать в репетиционном зале. После репетиции я пригласил Володю в летний ресторан в парк. Он вечером был свободен и охотно согласился.
Мы уселись за отдельный столик, укрытый виноградной листвой, понемножку пили и много рассказывали друг другу. Он рассказал мне о своих московских гастролях, как волновался, — он же говорил по-осетински, это затрудняло общение с партнерами… Как просил московскую Дездемону говорить просто, не уходить в романтический туман… Она же играла с Мордвиновым и привыкла к его чуть приподнятому тону… Как по окончании спектакля, после долгих раскланиваний на бурные аплодисменты зрителей, он пошел в гримировочную, а за кулисами актеры-моссоветовцы, выстроившись в два ряда, хлопали ему, идущему смущенно по этому живому коридору, и радостно скандировали:
— Тхапсаев, Тхапсаев, Тхапсаев!!!
Он рассказывал об этом с детским недоумением, до сих пор удивляясь своему успеху… Я смотрел на него тоже с удивлением, как на чудо, — он был абсолютно искренен…»
«Роль Отелло на осетинском языке исполнял заслуженный артист РСФСР и народный артист Северо-осетинской АССР В. Тхапсаев.
Спектакль прошел с большим успехом. Московские зрители горячо приветствовали талантливого актера осетинского театра, мастерски исполнившего роль Отелло.
Москвичам будет показано еще несколько спектаклей с участием Тхапсаева».
Но прежде чем предстать перед московской публикой, Тхапсаев глубоко проникся ролью. «Отелло» был первым шекспировским спектаклем, поставленным в Осетинском театре и шел на его сцене почти сорок лет. Он стал легендой театра. Было несколько редакций этой постановки. В 1940 году его поставил режиссер В. Фотиев; в 1951 году — З. Бритаева. Семь Дездемон выходило на осетинскую сцену; четыре Яго, не говоря уже об исполнителях других ролей. Неизменным оставался Отелло — Владимир Тхапсаев. Именно в нем заключался секрет долгой жизни спектакля и его притягательная сила. После постановке «Отелло» Ю. Завадским в театре «Моссовета», Тхапсаев играл эту роль и во многих других театрах России, а также в Монголии, где билеты на все спектакли с его участием раскупили сразу же, как только они поступили в продажу.
Сохранилось несколько интересных воспоминаний о Тхапсаеве и его Отелло.
Многолетний главный режиссер Московского театра им. Гоголя Борис Голубовский в газете «Вечерняя Москва» (30.03.2004) вспоминал:
«В театральном мире Москвы сенсация: замечательный осетинский актер Владимир Тхапсаев будет играть Отелло в спектакле Театра им. Моссовета. Я не мог не пойти посмотреть на работу большого мастера. Рядом со мной сидела молодая обаятельная пара лет 25–28, самозабвенно погрузившаяся в трагическое действие. Когда Яго стал плести свои адские интриги вокруг доверчивого мавра, я услышал, как девушка прошептала своему спутнику: «Сережа, я чувствую, что это плохо кончится…»
Действительно, все кончилось очень плохо. Заслуженные овации сотрясали зал. Мои соседи аплодировали громче всех… »Другой мемуарист Владимир Таршис в «Литературной газете» (№ 11 от 15–22 марта 2000) написал еще более развернутый портрет артиста:
«Явление Тхапсаева в роли мавра было поистине грандиозным. Он заполнял собой пространство и сцены, и зала, и мое собственное душевное пространство, до предела взвинченное, — даже когда отсутствовал среди действующих лиц. Потрясение оказалось столь велико, что ночь вышла бессонной, о чем я ничуть не сожалел…
Слава об Отелло Тхапсаева давно перешагнула пределы страны. Шекспировский мемориальный театр в Англии настойчиво приглашал его на гастроли. Отчего поездка так и не состоялась, неизвестно. В 1955 году Сергей Юткевич, готовясь к съемкам фильма, пригласил на пробы вместе с С. Бондарчуком и Тхапсаева. Но тот отказался:
— Рано. Я еще первый акт по-русски не освоил.
Я об этом узнал, естественно, позже, и причина отказа показалась странной — он прекрасно говорил по-русски, даже не с акцентом, а так — с легкой, едва уловимой мелодикой речевой…
После вечера Тхапсаева в Центральном Доме актера ВТО Ю. А. Завадский пригласил его сыграть несколько спектаклей в его театре — имени Моссовета. Всех удивило, что на этот раз приглашение было безоговорочно и без раздумий принято, да еще несмотря на то, что в роли Отелло сверкал на той сцене Н. Д. Мордвинов.
Успех нескольких вечеров подряд превзошел все ожидания. Триумф! Даже перекупщики билетов просчитались — спрос превысил их запасы…»
Интересные мемуары написал заслуженный артист России Вениамин Панов, игравший в Русском театре во Владикавказе в 1947–1950 гг., и до сих пор играющий в Тюменском драматическом театре.
«Эта человеческая простота и доступность были главными чертами его характера, они органически вошли в его самый значительный и самый знаменитый сценический образ Отелло.
Более десяти лет спустя, после его нашумевших гастролей в Москве, в театре Моссовета, где он играл в спектакле Юрия Завадского, мы с женой приехали из Томского «закрытого» театра в отпуск — и я пошел в осетинский театр повидаться со всеми. В репетиции был занят и Тхапсаев. Вел репетицию мхатовский режиссер И. М. Раевский. Он помнил меня по Ивановскому театру, где тоже проводил репетиции, и разрешил мне присутствовать в репетиционном зале. После репетиции я пригласил Володю в летний ресторан в парк. Он вечером был свободен и охотно согласился.
Мы уселись за отдельный столик, укрытый виноградной листвой, понемножку пили и много рассказывали друг другу. Он рассказал мне о своих московских гастролях, как волновался, — он же говорил по-осетински, это затрудняло общение с партнерами… Как просил московскую Дездемону говорить просто, не уходить в романтический туман… Она же играла с Мордвиновым и привыкла к его чуть приподнятому тону… Как по окончании спектакля, после долгих раскланиваний на бурные аплодисменты зрителей, он пошел в гримировочную, а за кулисами актеры-моссоветовцы, выстроившись в два ряда, хлопали ему, идущему смущенно по этому живому коридору, и радостно скандировали:
— Тхапсаев, Тхапсаев, Тхапсаев!!!
Он рассказывал об этом с детским недоумением, до сих пор удивляясь своему успеху… Я смотрел на него тоже с удивлением, как на чудо, — он был абсолютно искренен…»
Источник: Осетия-Квайса