Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
13.04.2010
Иосиф Гирняк впервые поставил «Гамлет» на украинском
Произошло это в оккупированном немцами Львове
 
Иосиф Гирняк в роли Зброжека в «Маклене Грасе», 1933-й — на фото слева. В центре — актер и режиссер в эмигрантские годы. Справа — дружеский шарж на Гирняка, автор – Эдвард Козак (фото с сайта www.kurbas.org.ua)
Иосиф Гирняк в роли Зброжека в «Маклене Грасе», 1933-й — на фото слева. В центре — актер и режиссер в эмигрантские годы. Справа — дружеский шарж на Гирняка, автор – Эдвард Козак (фото с сайта www.kurbas.org.ua)
Целое лето 1933-го режиссер Харьковского театра «Березиль» Лесь Курбас готовил одну из последних пьес Николая Кулиша «Маклена Граса». Ради этого отложил первую постановку на украинском «Гамлета» Уильяма Шекспира.

Сюжет для пьесы драматург нашел в польской газете, в заметке об обанкротившемся маклере. Он подговаривал безработного, чтобы тот убил его за деньги. Насильственная смерть давала его семье возможность получить страховку — 100 тыс. злотых. Наемным убийцей по пьесе стала дочь старика Граса, Маклена. Ее играла Наталия Ужвий, маклера Зброжека — ученик Курбаса, Иосиф Гирняк.

Цензура позволила спектакль, потому что он показывал капиталистические «дикие обычаи». Хоть в действительности «Макленой Грасой» Курбас хотел показанное другое: моральное и физическое уничтожение человека тоталитаризмом. В Украине как раз господствовал голод. Застрелились Хвылевой и Скрипник. А «Березиль» в прессе называли «вредительской организацией».

Премьеру запланировали на 24 сентября. А 22-го делали последнюю пробу перед «общественным просмотром». По дороге в театр Иосиф Гирняк встретил Павла Тычину.

— Что Лесь Курбас вытворяет? Чего он сам суется в петлю? Ведь сегодня нужно змеиным умом приспосабливаться к обстоятельствам! — воскликнул поэт.

— Не перед Тычиной, а перед историей я отвечаю за свои поступки, — сказал Курбас, когда в гримерной Гирняк ему все рассказал.

Через несколько дней после успешной премьеры «Маклены Грасы» руководство наркомата образования расценило пьесу как «проповедь индивидуального террора». Автору и режиссеру закидывали, что не показали «руководящей роли партии» и активной деятельности «подпольных коммунистических групп» в Польше. Курбаса постановили снять с работы.

— Женщины плакали, — вспоминал Иосиф Гирняк момент, когда в театре зачитали это постановление.

Актеры театра «Березиль» во время подготовки пьесы Николая Кулиша «Маклена Граса». В центре сидят Лесь Курбас, а перед ним его мать Ванда. Одна из последних фотографий режиссера перед арестом, лето 1933-го. Иосиф Гирняк (в очках) стоит за спиной Курбаса (фото с сайта www.kurbas.org.ua)
Актеры театра «Березиль» во время подготовки пьесы Николая Кулиша «Маклена Граса». В центре сидят Лесь Курбас, а перед ним его мать Ванда. Одна из последних фотографий режиссера перед арестом, лето 1933-го. Иосиф Гирняк (в очках) стоит за спиной Курбаса (фото с сайта www.kurbas.org.ua)
В тот же вечер он провожал учителя в Москву. «Маклена Граса» стала последним украинским спектаклем Леся Курбаса и «лебединой песней» Николая Кулиша. Ни одну из своих новых пьес он больше не подавал в репертком и театры.

Курбаса арестовали 25 декабря. Узнав об этом, Гирняк хотел покончить с собой. Не успел — его взяли через день.

Их обвинили в принадлежности к «контрреволюционной украинской военной организации, которая готовила теракт против партийного руководства УССР». По постановлению «особой тройки» Курбаса расстреляли в Соловецком лагере 3 ноября 1937 года — к 20-летию Великого Октября. Гирняку дали три года лагерей. Отбывал в Ухтопечлаге в Карелии.

Отсидев, вернулся к жене, актрисе Олимпии Добровольской, в Харьков. Но их обоих выслали в Карелию. В августе 1940-го получили разрешение переехать в Черкассы, где жил тесть. В местном драмтеатре Иосиф Гирняк поставил «Хитрую вдову» Карло Гольдони. В мае 1941-го получил назначение режиссером в Киевский театр юного зрителя. Когда началась война, супруги отстали от эшелона, который вывозил театр в Ашхабад. Остались в оккупированной Украине. Весной 1942-го перебрались во Львов. Устроились в драматическую секцию Львовской оперы.

«Наш театр заангажировал выдающегося харьковского режиссера, бывшего режиссера мировой славы Украинского Театра “Березиль” при гениальном Лесе Курбасе, г-на. И. Гирняка», — писала газета «Львовские вести» в номере за 11–12 апреля того года. Гирняк решил воплотить мечту Леся Курбаса — впервые на украинской сцене поставить «Гамлета». Ровно через 10 лет после «Маклены Грасы».

Перевел трагедию Шекспира литературовед Михаил Рудницкий. У него не было даже словаря под рукой. «Его перевод ритмично легкий, сделан отборным украинским литературным языком, в нем удачно представлена игра английских слов, которые делают его поэтическим, живым, местами острым, саркастичным, остроумным, действенным, а следовательно, и сценичным», — писал рецензент Иван Нимчук.

«Задание, которое я поставил себе “в то лютое время”, — показать человека, который имеет в себе Бога, но отрицает мир, созданный Богом, — писал позже Гирняк. — К тому же мне казалось, что “Гамлет” конденсировал в себе много такого, что в силу тогдашних оккупационных обстоятельств лежало за десятью печатями всевозможных ограничений и цензурных запретов. А выговориться — ой как хотелось!»

Олимпия Добровольская, жена Иосифа Гирняка, в роли Эллен из спектакля «Джимми Гиггинз» в театре «Березиль», 20 ноября 1923 года. Была ровесницей мужа. Добровольска после Киевской музыкально-драматической школы в 1917–1919 годах играла в «Молодом театре» Леся Курбаса. Супруги развелись в 1983 г. Последние годы жизни Олимпия прожила в больнице для хронически больных (фото с сайта www.kurbas.org.ua)

Олимпия Добровольская, жена Иосифа Гирняка, в роли Эллен из спектакля «Джимми Гиггинз» в театре «Березиль», 20 ноября 1923 года. Была ровесницей мужа. Добровольска после Киевской музыкально-драматической школы в 1917–1919 годах играла в «Молодом театре» Леся Курбаса. Супруги развелись в 1983 г. Последние годы жизни Олимпия прожила в больнице для хронически больных (фото с сайта www.kurbas.org.ua)
Сначала Гирняк хотел сам сыграть Гамлета, но потом отдал эту роль директору театра Владимиру Блавацкому.

— Во Львовском театре наибольшей проблемой было связать актеров разных школ и стилей в одну целость шекспировской драмы, — вспоминал художник Святослав Гординский. — Не забуду один характерный момент, как я зашел в здание Большого театра в восемь часов утра и застал Добровольскую с двумя актерами, которые еще с вечера не закончили пробы. А Иосиф Гирняк, который был невысокого роста, спал на письменном столе.

Для львовян «Гамлет» был тем же, что для харьковчан «Маклена Граса», — последним аккордом. Чувствовали это. Потому репетировали рьяно и вдохновенно. Потом они все окажутся в эмиграции.

«Вчерашнее представление “Гамлета” имело все признаки большой премьеры: театр заполнен, настроение полно ожидания, — писала 26 сентября 1943 года газета “Краковские вести”. — Когда же началось представление, то с развитием драматической акции на сцене росло и напряжение среди зрителей, которое вылилось окончательно в их спонтанные овации для всего актерского ансамбля, в частности для исполнителя главной партии дир. В. Блавацького и режиссера И. Гирняка, после третьего действия. Как бывает на премьерах, исполнителей одарили полными корзинами цветов».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1895, 14 апреля — Иосиф Гирняк родился в семье дьяка в Струсове, ныне Теребовлянского района Тернопольщины. У него было шестеро братьев и сестра.

1914 — поступил в легион Украинских сечевых стрелков, через год дебютировал в театре УСС, потом играл во львовских театрах.

1920 — переехал в Украинскую ССР, работал в театрах Винницы и Черкасс. Через год вступил в брак с актрисой Олимпией Добровольской. В 1922-ом поступил в творческое объединение «Березиль». Через четыре года переехал с театром в Харьков. Играл главные роли (например, Мину Мазайло в пьесе Кулиша).

1944–1949 — эмиграция в Германию и Австрию. Возглавлял украинские театральные труппы, поставил 306 спектаклей. Среди них «Гайдамаки» Шевченко, «Оргия» Леси Украинки, «Лишние люди» Хвылевого.

1949 — выехал с женой в США. В 1953–1964 годах возглавлял Украинский театр и Театр Слова в Нью-Йорке. С 1956-го — продюсер и диктор радио «Свобода». В 1982-ом издал «Воспоминания».

1989, 17 января — умер в Нью-Йорке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Александр Гунько
 
Источник: Газета.ua

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.