Новости
19.04.2010
Признаки удавшейся жизни
Раздача наград за лучшие спектакли прошлого сезона не вызывает вопросов: национальная премия «Золотая маска» вновь продемонстрировала невозмутимую объективность
Оперный фаворит сезона — «Макбет» в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса, произведенный Новосибирским театром и Opera National de Paris, увы, не смог участвовать в конкурсном показе. В его отсутствие поощрили культурную старомодность: лучшим спектаклем признана «Лючия ди Ламмермур» Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а Хибла Герзмава награждена за лучшую женскую роль в опере. Решение констатирует: «Станиславский» выбивается в лидеры. Обаяние этого театра, демонстрирующего редкое умение собирать команду и решать единую задачу — от постановщиков до хористов, отмечают и награды, доставшиеся незамысловатому камерному спектаклю «Гамлет (датский) (российская) комедия»: Владимир Кобекин назван лучшим композитором, а Александр Титель — лучшим режиссером. И все же главное отличие прошлого оперного сезона — целая обойма мировых премьер. «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского (Пермь) отмечен лучшей дирижерской работой Валерия Платонова, а «Гоголиада», проект Мариинского театра, — спецпризом жюри и награждением за лучшую мужскую роль тенора Андрея Попова.
Лучшим балетным спектаклем признаны «Русские сезоны», мировой хит последних лет, теперь перенесенный в Большой театр. Алексей Ратманский, создавший его для Нью-Йорка, по регламенту не мог претендовать на награду как лучший хореограф именно за эту работу, но получил ее за остроумного «Конька-Горбунка» в Мариинском театре. В современном танце лучшим признан метафоричный и нежный спектакль Ларисы Александровой Casting Off (пермский «Балет Евгения Панфилова»). Небезусловные персональные «Маски» тоже выглядят обоснованно. Алина Сомова, награжденная за партию Царь-девицы в «Коньке-Горбунке», — уже явление в балетном искусстве. Победа Владимира Варнавы, чей харизматичный Меркуцио обскакал выдающиеся работы Игоря Зеленского, Андрея Меркурьева и Леонида Сарафанова, продемонстрировала не только появление на балетной карте Карельского театра, но и результат, которого можно добиться, доверив труппу не самому именитому, но имеющему идеи молодому хореографу (балет в Петрозаводске возглавляет Кирилл Симонов).
В прошлом сезоне подал обнадеживающие признаки жизни жанр мюзикла. «Абсолютным лидером в соответствующей номинации стал покупной мюзикл «Продюсеры» театра Et Cetera, первоклассно воспроизведенный Дмитрием Беловым (лучший режиссер), Натальей Благих (лучшая женская роль), Егором Дружининым (лучшая мужская роль) и всем ансамблем участников.
Драматический конкурс обозначил пропасть между провинциальными и столичными спектаклями. Практически все «маски» остались в Москве, кроме спецприза жюри пермскому театру «У моста», где некогда был открыт для российской публики столь популярный теперь Макдонах. Другой спецприз достался спектаклю «Жизнь удалась» — веселому и страшному приговору упрощенному донельзя человечеству.
Самые ожидаемые призы получили «Рассказы Шукшина» (большая форма) вместе с Евгением Мироновым (мужская роль) и Викторией Севрюковой (костюмы). Среди спектаклей малой формы абсолютным лидером оказалась трепетная «Река Потудань» Сергея Женовача, успех которого разделил «свет России» Дамир Исмагилов.
Лучшей актрисой сезона стала Полина Кутепова — за роскошную, бесстыже прекрасную сцену монолога Молли Блум. Солидный режиссерский приз достался Юрию Погребничко за спектакль «ЛЯ э'СТРАДА», ностальгический гимн нищим романтикам-артистам и временам, «когда мы были молодые» (может, хоть теперь московские чиновники-пожарники отнесутся к маленькому театру «Около» повнимательнее).
Премию в номинации «Эксперимент» очень предсказуемо получили за «Opus № 7» Дмитрий Крымов и художники Вера Мартынова и Мария Трегубова, придумавшие четырехметровую Родину-мать и тающие на глазах тени забытых предков.
Приз критики достался экспериментальному спектаклю «Я думаю о вас», где не было ни пьесы, ни профессиональных актеров — лишь сгусток подлинной и страшной жизни.
Оперный фаворит сезона — «Макбет» в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса, произведенный Новосибирским театром и Opera National de Paris, увы, не смог участвовать в конкурсном показе. В его отсутствие поощрили культурную старомодность: лучшим спектаклем признана «Лючия ди Ламмермур» Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а Хибла Герзмава награждена за лучшую женскую роль в опере. Решение констатирует: «Станиславский» выбивается в лидеры. Обаяние этого театра, демонстрирующего редкое умение собирать команду и решать единую задачу — от постановщиков до хористов, отмечают и награды, доставшиеся незамысловатому камерному спектаклю «Гамлет (датский) (российская) комедия»: Владимир Кобекин назван лучшим композитором, а Александр Титель — лучшим режиссером. И все же главное отличие прошлого оперного сезона — целая обойма мировых премьер. «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского (Пермь) отмечен лучшей дирижерской работой Валерия Платонова, а «Гоголиада», проект Мариинского театра, — спецпризом жюри и награждением за лучшую мужскую роль тенора Андрея Попова.
Лучшим балетным спектаклем признаны «Русские сезоны», мировой хит последних лет, теперь перенесенный в Большой театр. Алексей Ратманский, создавший его для Нью-Йорка, по регламенту не мог претендовать на награду как лучший хореограф именно за эту работу, но получил ее за остроумного «Конька-Горбунка» в Мариинском театре. В современном танце лучшим признан метафоричный и нежный спектакль Ларисы Александровой Casting Off (пермский «Балет Евгения Панфилова»). Небезусловные персональные «Маски» тоже выглядят обоснованно. Алина Сомова, награжденная за партию Царь-девицы в «Коньке-Горбунке», — уже явление в балетном искусстве. Победа Владимира Варнавы, чей харизматичный Меркуцио обскакал выдающиеся работы Игоря Зеленского, Андрея Меркурьева и Леонида Сарафанова, продемонстрировала не только появление на балетной карте Карельского театра, но и результат, которого можно добиться, доверив труппу не самому именитому, но имеющему идеи молодому хореографу (балет в Петрозаводске возглавляет Кирилл Симонов).
В прошлом сезоне подал обнадеживающие признаки жизни жанр мюзикла. «Абсолютным лидером в соответствующей номинации стал покупной мюзикл «Продюсеры» театра Et Cetera, первоклассно воспроизведенный Дмитрием Беловым (лучший режиссер), Натальей Благих (лучшая женская роль), Егором Дружининым (лучшая мужская роль) и всем ансамблем участников.
Драматический конкурс обозначил пропасть между провинциальными и столичными спектаклями. Практически все «маски» остались в Москве, кроме спецприза жюри пермскому театру «У моста», где некогда был открыт для российской публики столь популярный теперь Макдонах. Другой спецприз достался спектаклю «Жизнь удалась» — веселому и страшному приговору упрощенному донельзя человечеству.
Самые ожидаемые призы получили «Рассказы Шукшина» (большая форма) вместе с Евгением Мироновым (мужская роль) и Викторией Севрюковой (костюмы). Среди спектаклей малой формы абсолютным лидером оказалась трепетная «Река Потудань» Сергея Женовача, успех которого разделил «свет России» Дамир Исмагилов.
Лучшей актрисой сезона стала Полина Кутепова — за роскошную, бесстыже прекрасную сцену монолога Молли Блум. Солидный режиссерский приз достался Юрию Погребничко за спектакль «ЛЯ э'СТРАДА», ностальгический гимн нищим романтикам-артистам и временам, «когда мы были молодые» (может, хоть теперь московские чиновники-пожарники отнесутся к маленькому театру «Около» повнимательнее).
Премию в номинации «Эксперимент» очень предсказуемо получили за «Opus № 7» Дмитрий Крымов и художники Вера Мартынова и Мария Трегубова, придумавшие четырехметровую Родину-мать и тающие на глазах тени забытых предков.
Приз критики достался экспериментальному спектаклю «Я думаю о вас», где не было ни пьесы, ни профессиональных актеров — лишь сгусток подлинной и страшной жизни.
Анна Гадайда,
Ольга Фукс
Ольга Фукс
Фото: «Золотая маска»
Источник: «Ведомости» № 69 (2587)