Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
21.04.2010
Черный бархат для Ромео и Джульеты

Большой театр восстанавливает шекспировский балет Юрия Григоровича


Большой театр восстанавливает шекспировский балет Юрия ГригоровичаС 21 по 24 апреля 2010 г. Большой театр показывает премьеру балета «Ромео и Джульетта». Это капитальное возобновление спектакля Юрия Григоровича на музыку Прокофьева, поставленного на этой сцене в 1979 году. Хореограф сам восстанавливает свой балет, сделав ставку на молодое поколение труппы. По его словам, в спектакле заняты артисты, которые никогда не видели его на сцене.

Первым балетом, принесшим Григоровичу известность, был тоже спектакль на музыку Прокофьева — «Каменный цветок». К «Ромео» хореограф обратился в середине карьеры в Большом театре, и его балет оказался масштабным и декларативно мрачным. Никакого шекспировского «полнокровия» не было, поскольку это постановщика не очень интересовало: и без того невеселая история у Григоровича стала еще грустнее и безнадежнее. Вот как описывает спектакль сам хореограф: «Черный цвет, как мир трагедии вообще, а не чего-то еще». Под «чем-то» Григорович, видимо, подразумевал известную постановку советских времен Леонида Лавровского с Галиной Улановой в роли Джульетты, наполненную конкретными и сочными приметами итальянского Возрождения. Не в последнюю очередь это достигалось за счет «мимики и жеста». У Григоровича же пантомимы мало, ему интереснее говорить танцем.

Сведя к необходимому минимуму приметы времени действия (насколько это было возможно в советском, обязательно реалистическом спектакле), Григорович при постановке сделал максимум обобщений, выводящих историю не к конкретной Вероне и даже не к борьбе враждующих аристократических кланов, а к некой вселенской теме борьбы добра и зла. Больше всего автора интересует вневременной смысл рассказанных событий. Конечно, в спектакле по Шекспиру есть и карнавал, и бал во дворце, и уличные драки, и отважный юмор Меркуцио, и гротескно-бытовая кормилица. Но все это не так важно для автора, как уход — через внешний реализм — в некие «космические» абстракции духа, повествующие о пессимизме, безысходности и обреченности.

По Григоровичу, если и есть в жизни любовь, то на земле она изначально обречена, а ненависть торжествует. Ему важно с первых минут поссорить Меркуцио с Тибальдом, а кордебалет у него не столько рисует городскую толпу, сколько выполняет функции «голоса от автора», переживающего душевное состояние героев.

Рядом с главными героями постоянно присутствует кто-то или что-то символическое. Даже в дуэте Ромео и Джульетты участвуют девушки, движения которых надо понимать как условное выражение любовных томлений главных персонажей. А во втором акте во время видений Джульетты ей — в кошмаре после выпитого снотворного — являются убитые Меркуцио и Тибальд, муж Ромео и жених Парис, а также кордебалет. Все это разыгрывается на фоне черного бархата и красных оттенков в оформлении: очевидцы премьеры не зря отмечали суровость и драматизм сценографии Симона Вирсаладзе, соответствовавшей духу спектакля. Понятно, что и шекспировский финал в постановке отменен как несовпадающий с мировоззрением постановщика. Эпизода с примирением Монтекки и Капулетти в балете не будет.
 
Майя Крылова
 
Источник: РБК daily

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.