Новости
27.04.2010
Гамлет с французским акцентом
В борьбе с кризисом Метрополитен опера продолжает раскопки малоизвестных и забытых опер.
Она приглашает дирижеров и певцов мирового класса, дабы вдохнуть в эти оперы жизнь, вернуть им молодость и, по возможности, сделать их кассовыми. Одной из таких находок стала опера «Гамлет», премьера которой состоялась этой весной. Пригласили дирижера Луи Лангри, режиссеров Патриса Карье и Моше Лейзера, сценографа Кристиану Фенулет, дизайнера Агостино Кавалку, светорежиссера Кристофа Форей. Знаменитый французский кутьюрье Ив Сен Лоран щедро спонсировал спектакль. Композитор — Амброзье Томас — тоже француз, несмотря на свою англо-звучащую фамилию. Томас жил в Х1Х веке (он умер в 1896 году) и был известен больше, как преподаватель и директор Парижской консерватории.
Еще до премьеры «Гамлета» в парижской Гранд опера в 1868 году, жизнерадостные французы, не желавшие примириться со смертью героя, потребовали закончить оперу хэппи-эндом. Что Томас и сделал. Но тут возмутились англичане, и Томас должен был написать другой финал, трагический (в Метрополитен опера идет именно с этим финалом). Вульгарный, язык шекспировских героев резал нежные французские уши, и переводчики, каждый на свой лад, облагораживали и улучшали его. Несмотря на все эти трудности «Гамлет» Томаса считается лучшей оперой на шекспировские сюжеты. Впервые «Гамлет» ставился в Метрополитен опера в сезон 1883–84 г. во время гастролей в Цинциннати. В последующие годы прошло не более 13 спектаклей. Нынешняя постановка является премьерной.
Опера визуально производит мрачное впечатление. Второй занавес разрисован черными волнами. Сцена затемнена: действие происходит либо в интерьерах Эльсинора, либо ночью (сцены с тенью отца Гамлета), либо на кладбище. Пир показан не в банкетном зале, а на ходу: пирующие, шатаясь, с бутылками в руках, проходят вереницей и исчезают за кулисами.
В первом действии Гамлет почему-то ходит босиком в джинсах, со спущенными подтяжками, в то время как Офелия щеголяет в белом бальном платье. Сцена сумасшествия и смерти Офелии занимает все четвертое действие и в вокальном отношении — одна из самых сложных в репертуаре колоратурных сопрановых партий. Певица Джейн Арчибальд, обладательница безразмерного сопрано, блестяще справилась с этой труднейшей партией. Арчибальд — уроженка канадской провинции Нова Скотия, сейчас является наиболее востребованной певицей сопранового репертуара.
Исполнительница роли Гертруды меццо-сопрано Дженнифер Лармор родилась в Атланте и начинала свою карьеру как колоратурное сопрано. Ее визитная карточка — партия Розины из «Севильского цирюльника» которую она исполнила 500 раз. Международное имя певица сделала себе в Европе, выступая в оперных спектаклях и концертах в Париже, Вене, Лондоне, Эдинбурге, Берлине, Мадриде, Барселоне, Зальцбурге. В 1994 г. она вернулась в США в ореоле славы, и уже в 1995 г. дебютировала на сцене Метрополитен опера в партии Розины. Клавдия пел знаменитый бас Джеймс Моррис, а Симон Кинлисайд, популярный английский баритон сыграл Гамлета на хорошем драматическом уровне. Особенно ему удалась ария To be or not to be.Запоминающихся арий в опере нет, но она написана по канонам оперной музыки XIX века и музыка ее гармонична.
Еще до премьеры «Гамлета» в парижской Гранд опера в 1868 году, жизнерадостные французы, не желавшие примириться со смертью героя, потребовали закончить оперу хэппи-эндом. Что Томас и сделал. Но тут возмутились англичане, и Томас должен был написать другой финал, трагический (в Метрополитен опера идет именно с этим финалом). Вульгарный, язык шекспировских героев резал нежные французские уши, и переводчики, каждый на свой лад, облагораживали и улучшали его. Несмотря на все эти трудности «Гамлет» Томаса считается лучшей оперой на шекспировские сюжеты. Впервые «Гамлет» ставился в Метрополитен опера в сезон 1883–84 г. во время гастролей в Цинциннати. В последующие годы прошло не более 13 спектаклей. Нынешняя постановка является премьерной.
Опера визуально производит мрачное впечатление. Второй занавес разрисован черными волнами. Сцена затемнена: действие происходит либо в интерьерах Эльсинора, либо ночью (сцены с тенью отца Гамлета), либо на кладбище. Пир показан не в банкетном зале, а на ходу: пирующие, шатаясь, с бутылками в руках, проходят вереницей и исчезают за кулисами.
В первом действии Гамлет почему-то ходит босиком в джинсах, со спущенными подтяжками, в то время как Офелия щеголяет в белом бальном платье. Сцена сумасшествия и смерти Офелии занимает все четвертое действие и в вокальном отношении — одна из самых сложных в репертуаре колоратурных сопрановых партий. Певица Джейн Арчибальд, обладательница безразмерного сопрано, блестяще справилась с этой труднейшей партией. Арчибальд — уроженка канадской провинции Нова Скотия, сейчас является наиболее востребованной певицей сопранового репертуара.
Исполнительница роли Гертруды меццо-сопрано Дженнифер Лармор родилась в Атланте и начинала свою карьеру как колоратурное сопрано. Ее визитная карточка — партия Розины из «Севильского цирюльника» которую она исполнила 500 раз. Международное имя певица сделала себе в Европе, выступая в оперных спектаклях и концертах в Париже, Вене, Лондоне, Эдинбурге, Берлине, Мадриде, Барселоне, Зальцбурге. В 1994 г. она вернулась в США в ореоле славы, и уже в 1995 г. дебютировала на сцене Метрополитен опера в партии Розины. Клавдия пел знаменитый бас Джеймс Моррис, а Симон Кинлисайд, популярный английский баритон сыграл Гамлета на хорошем драматическом уровне. Особенно ему удалась ария To be or not to be.Запоминающихся арий в опере нет, но она написана по канонам оперной музыки XIX века и музыка ее гармонична.