Новости
31.08.2010
Фестиваль «Территория» займется прибавочной стоимостью
Шокирующего «Гамлета», чтение трудов Маркса и актуальных немецких драматургов обещает фестиваль «Территория». Пятый раз он сделает российской публике прививку антибуржуазного искусства, которую можно будет получить в Москве с 11 по 18 сентября 2010 г.
В прошлом году «Территория» проходила в Перми, в этом вернулась в Москву. Подзаголовок у нынешнего фестиваля «Москва—Берлин», и все названия в афише связаны с русско-немецкими проектами. Арт-дирекция фестиваля в лице Евгения Миронова, Кирилла Серебренникова, Романа Должанского, Андрея Ураева, Чулпан Хаматовой, Марии Мироновой и Теодора Курентзиса решила поближе познакомить Москву с немецким искусством. И это вполне логично. Немецкий театр сегодня самый сильный в Европе, а Берлин пользуется репутацией наименее буржуазной из всех европейских столиц.
Так что и фестиваль в этом году приобрел отчетливо антибуржуазный акцент. Собственно, он его никогда и не скрывал, обращаясь прежде всего к тем зрителям, для которых искусство важнее, чем деньги. Афиша «Территории», как и прежде, делится на две части «Искусство сейчас» — спектакли и фильмы актуальных режиссеров. «Искусство завтра» — серия мастер-классов и встреч мастеров со студентами.
Искусство сейчас
Главным козырем афиши станет «Гамлет» Томаса Остермайера, хит Авиньона-2008. Этот спектакль «Территория» привозит в Москву совместно с Театром наций.
Остермайер — один из самых ярких представителей немецкой режиссуры новой волны. Вот уже почти 10 лет он руководит берлинским театром «Шаубюне», сменив на этом посту знаменитого Петера Штайна. Публики за это время в театре не только не убавилось, наоборот, год от года ажиотаж вокруг театра растет. Пьесу Шекспира для Остермайера заново перевел драматург Мариус фон Майенбург, один из радикальных авторов новой драмы. Так что все конфликты между Гамлетом, Клавдием и Гертрудой максимально обострены и узнаваемы. Начинается же спектакль со сцены похорон отца Гамлета, которой у Шекспира нет вовсе: под проливным дождем, скользя по усыпанной настоящей землей сцене, придворные провожают в путь покойного короля. Моложавую вдову в черных очках поддерживает Клавдий, напоминающий успешного бизнесмена. Принц поднимает воротник и отказывается укрываться под зонтом. Гроб выскальзывает из рук могильщика, почти падая на зрителей. Его ловят, переворачивают крышкой вниз и, скомкав весь ритуал, спешно бросают в яму…
«Мне бы хотелось, чтобы на нашем спектакле публика встретилась со смертью», — говорит Томас Остермайер. И ему это вполне удается. «Гамлет» — зрелище не для слабонервных. Он для тех, кто хочет по-новому взглянуть не только на Шекспира, но и на сегодняшнее время. И не боится на мгновение ощутить себя Гамлетом.
Второй «козырь» афиши — «Карл Маркс: Капитал, том 1» — постановка группы «Римини Протокол», славящейся тем, что умеет театрализовать любую ситуацию: ремонт машины, беседу по телефону или, скажем, чтение сочинений Карла Маркса. Пару лет назад Хелгард Хауг и Даниэль Ветзель попросили нескольких немцев — инженера-электронщика, сотрудника колл-центра, кинорежиссера, студента торгового колледжа, никогда не выступавших в театре, прочитать и откомментировать 700-страничный труд Маркса. Что получилось, можно будет увидеть на «Территории».
Тему продолжит фильм «Новости из идеологической античности. Маркс-Эйзенштейн-Капитал». Немецкий документалист Александр Клюге утверждает, что снял его по наработкам великого Эйзенштейна, после «Броненосца “Потемкина”» собиравшегося браться за «Капитал».
Отвлечься от проблем прибавочной стоимости можно будет на спектакле хореографа Констанции Макрас «Ад на земле» — он посвящен тому аду, через который проходят взрослеющие подростки, испытывающие не только гнет физиологии, но и всю несправедливость устройства общества.
В русской части афиши — «Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта, поставленная Кириллом Серебренниковым, где на сцене МХТ имени Чехова орудуют те самые люмпены, о которых пекся Карл Маркс.
Искусство завтра
Как и прежде, «Территория» собирает в Москве студентов театральных вузов из Самары, Саратова, Казани, Ярославля. На этот раз к ним прибавились еще и студенты из Кишинева и Таллинна. Для них проведут мастер-классы актеры Евгений Миронов, Чулпан Хаматова и немец Милан Пешель, которого Москва запомнила по роли Вершинина в скандальном спектакле Франка Касторфа «В Москву! В Москву». Уже известно, что Пешель собирается репетировать со студентами отрывки из пьесы Хайнера Мюллера «Волоколамское шоссе» и даже представит их потом на суд зрителя. Кроме того, в программе — читки и обсуждения новых пьес Фалька Рихтера, Мариуса фон Майенбурга и других немецких драматургов. А еще — встреча с Ларсом Айдингером, современным Гамлетом из спектакля Остермайера.
Фестиваль откроется выставкой театральных афиш, подготовленной театральным музеем имени Бахрушина совместно с театром «Фольксбюне», которая пройдет в галерее Artplay на Яузе. Выбор площадки не случаен, поскольку один из главных принципов «Территории» — освоение необычных территорий и размывание границ между всеми видами и жанрами искусства.
Подробности ищите на сайте фестиваля.
Томас Остермайер Фото: Fotobank.ru/Sipa Press |
Так что и фестиваль в этом году приобрел отчетливо антибуржуазный акцент. Собственно, он его никогда и не скрывал, обращаясь прежде всего к тем зрителям, для которых искусство важнее, чем деньги. Афиша «Территории», как и прежде, делится на две части «Искусство сейчас» — спектакли и фильмы актуальных режиссеров. «Искусство завтра» — серия мастер-классов и встреч мастеров со студентами.
Искусство сейчас
Главным козырем афиши станет «Гамлет» Томаса Остермайера, хит Авиньона-2008. Этот спектакль «Территория» привозит в Москву совместно с Театром наций.
Остермайер — один из самых ярких представителей немецкой режиссуры новой волны. Вот уже почти 10 лет он руководит берлинским театром «Шаубюне», сменив на этом посту знаменитого Петера Штайна. Публики за это время в театре не только не убавилось, наоборот, год от года ажиотаж вокруг театра растет. Пьесу Шекспира для Остермайера заново перевел драматург Мариус фон Майенбург, один из радикальных авторов новой драмы. Так что все конфликты между Гамлетом, Клавдием и Гертрудой максимально обострены и узнаваемы. Начинается же спектакль со сцены похорон отца Гамлета, которой у Шекспира нет вовсе: под проливным дождем, скользя по усыпанной настоящей землей сцене, придворные провожают в путь покойного короля. Моложавую вдову в черных очках поддерживает Клавдий, напоминающий успешного бизнесмена. Принц поднимает воротник и отказывается укрываться под зонтом. Гроб выскальзывает из рук могильщика, почти падая на зрителей. Его ловят, переворачивают крышкой вниз и, скомкав весь ритуал, спешно бросают в яму…
«Мне бы хотелось, чтобы на нашем спектакле публика встретилась со смертью», — говорит Томас Остермайер. И ему это вполне удается. «Гамлет» — зрелище не для слабонервных. Он для тех, кто хочет по-новому взглянуть не только на Шекспира, но и на сегодняшнее время. И не боится на мгновение ощутить себя Гамлетом.
Второй «козырь» афиши — «Карл Маркс: Капитал, том 1» — постановка группы «Римини Протокол», славящейся тем, что умеет театрализовать любую ситуацию: ремонт машины, беседу по телефону или, скажем, чтение сочинений Карла Маркса. Пару лет назад Хелгард Хауг и Даниэль Ветзель попросили нескольких немцев — инженера-электронщика, сотрудника колл-центра, кинорежиссера, студента торгового колледжа, никогда не выступавших в театре, прочитать и откомментировать 700-страничный труд Маркса. Что получилось, можно будет увидеть на «Территории».
Тему продолжит фильм «Новости из идеологической античности. Маркс-Эйзенштейн-Капитал». Немецкий документалист Александр Клюге утверждает, что снял его по наработкам великого Эйзенштейна, после «Броненосца “Потемкина”» собиравшегося браться за «Капитал».
Отвлечься от проблем прибавочной стоимости можно будет на спектакле хореографа Констанции Макрас «Ад на земле» — он посвящен тому аду, через который проходят взрослеющие подростки, испытывающие не только гнет физиологии, но и всю несправедливость устройства общества.
В русской части афиши — «Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта, поставленная Кириллом Серебренниковым, где на сцене МХТ имени Чехова орудуют те самые люмпены, о которых пекся Карл Маркс.
Искусство завтра
Как и прежде, «Территория» собирает в Москве студентов театральных вузов из Самары, Саратова, Казани, Ярославля. На этот раз к ним прибавились еще и студенты из Кишинева и Таллинна. Для них проведут мастер-классы актеры Евгений Миронов, Чулпан Хаматова и немец Милан Пешель, которого Москва запомнила по роли Вершинина в скандальном спектакле Франка Касторфа «В Москву! В Москву». Уже известно, что Пешель собирается репетировать со студентами отрывки из пьесы Хайнера Мюллера «Волоколамское шоссе» и даже представит их потом на суд зрителя. Кроме того, в программе — читки и обсуждения новых пьес Фалька Рихтера, Мариуса фон Майенбурга и других немецких драматургов. А еще — встреча с Ларсом Айдингером, современным Гамлетом из спектакля Остермайера.
Фестиваль откроется выставкой театральных афиш, подготовленной театральным музеем имени Бахрушина совместно с театром «Фольксбюне», которая пройдет в галерее Artplay на Яузе. Выбор площадки не случаен, поскольку один из главных принципов «Территории» — освоение необычных территорий и размывание границ между всеми видами и жанрами искусства.
Подробности ищите на сайте фестиваля.