Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
01.09.2010
«У вечности в плену»
Открывающиеся двери столичных театров — такая же примета осени, как желтеющие листья, холодные дожди и ранние сумерки. Паузы между сезонами становятся все короче. Постепенно в моду возвращается старая традиция начинать сезон премьерой, что, конечно, сокращает время отпуска артистов, зато привлекает публику.

Ольга ЕгошинаПриоритетными авторами сезона остаются Чехов и Шекспир. За оставшуюся половину юбилейного года своего Чехова покажут Лев Додин и Сергей Женовач. Лев Додин сейчас репетирует «Три сестры» (единственная из больших чеховских пьес ранее не ставившаяся в МДТ), чья премьера назначена на конец сентября. А Студия театрального искусства показывает в конце этой недели на открытии сезона свою постановку «Записные книжки» по дневниковым записям Антона Павловича.

Шекспировской премьерой открывает свой юбилейный 255-летний сезон Александринский театр, причем до официальной петербургской премьеры постановку «Укрощение строптивой» литовского режиссера Оскараса Коршуноваса покажут на московских гастролях. Театр Вахтангова открывает сезон «Мерой за меру», поставленной Юрием Бутусовым.

А в Et Cetera Роберт Стуруа продолжает репетиции «Бури», где роль Просперо играет художественный руководитель театра Александр Калягин.

Интересна появившаяся в этом сезоне новая репертуарная тенденция, вырисовывающаяся в озвученных театрами планах: в афишу стремительно возвращаются европейские пьесы 1930–1950-х годов. Возвращаются «хорошо сделанные» пьесы и экзистенциальные драмы, философский абсурд и социальные комедии.

В Театре наций Эймунтас Някрошюс будет ставить долгожданного «Калигулу» Альбера Камю с Евгением Мироновым в заглавной роли. В МТЮЗе Генриетта Яновская выпускает премьеру «Прощай ты, ты, ты…» по пьесе Фернана Кроммелинка «Жар и холод, или Идея господина Дома». В БДТ Николай Пинигин выпускает французскую комедию «Школа налогоплательщиков» Луи Вернейля и Жоржа Берра. В Табакерке ставят «Филумену Мартурано» Эдуардо де Филиппо с Олегом Табаковым и Мариной Зудиной в главных ролях. А его «Призраки» выбрал для постановки в МХТ новый худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев. Кирилл Серебренников будет ставить в МХТ «В ожидании Годо» Беккета, причем все роли в этой мужской пьесе сыграют женщины.

Один из интереснейших и труднейших моментов в судьбе пьесы — момент, когда пьеса только что бывшая современной, начинает играться в исторических костюмах (как было с «Горем от ума», с пьесами Островского или Чехова) и в ней читаются и ищутся уже не признаки злобы дня сегодняшнего, но отсвет вечных тем и вопросов. Пока трудно сказать, что из названных произведений прошло самую окончательную и безжалостную из проверок — проверку временем, а что осталось в своей эпохе. По-прежнему ли будут волновать экзистенциальные вопросы Беккета или хитросплетения сюжета «Филумены Мартурано»?

Показательна сама тенденция «расширить» репертуарные рамки, вводя в обиход подзабытые названия. Причины, по которым режиссеры потянулись к подзапылившимся библиотечным полкам, понятны. Тут и разочарование в современных авторах (из занятных репертуарных новинок можно назвать разве что постановку Евгения Каменьковича «После занавеса» по Брайну Фрилу). Тут и усталость от настойчиво повторяющихся названий классических пьес: сколько может быть на город «Вишневых садов», «Дядей Вань» или «Последних жертв»? И наконец, стремление попробовать новый художественный язык (понятно, что старые приемы, по которым Беккет или Эдуардо де Филиппо ставились в момент появления их пьес, — сейчас не сработают)…

Эксперимент проверки «на вечность» целого ряда авторов, безусловно, внесет свою дополнительную интригу в наступающий сезон. Хотя, если бы существовал приз за самую неожиданную репертуарную идею, то его бы получил Миндаугас Карбаускис, выбравший для постановки в РАМТе классический и не ставившийся ранее роман Томаса Манна «Буденброкки».

Автор — театральный обозреватель «НИ»
 
Ольга Егошина
 
Источник: Новые Известия

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2023
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.