// Перемещенные ценности
![]() |
Реальность остермайеровского «Гамлета» неотличима от кошмарных наваждений |
В начале «Гамлета» у Остермайера есть присочиненная к Шекспиру сцена похорон короля. У открытой могилы стоят сын, вдова и брат покойного, придворные. Ночь, на кладбище хлещет ливень — это один из могильщиков поливает героев из шланга, в то время как второй никак не может опустить королевский гроб в разрытую яму. Он нервничает, сам несколько раз падает в могилу и доходит буквально до исступления, прежде чем ему удается шумно запихнуть гроб вниз и засыпать его землей. Земля рыхлая, скользкая, герои то и дело поскальзываются, даже падают.
Мне после этого пролога показалось, что «Гамлет» рассказывает о конце одной исторической эпохи и о приходе другой. Потом уже мы говорили с режиссером о том, что важные смыслы — но только если спектакль действительно серьезен — возникают в голове у зрителя иногда независимо от того, что имел в виду режиссер. И в сущности, мысль о конце эпохи имеет прямое отношение к шекспировскому спектаклю Томаса Остермайера. Но на сей раз выдающийся немецкий режиссер, кстати, обычно весьма остро говорящий на социальные темы, похоронил не конкретную страну или какой-то политический режим, а вообще весь наш мир.
Начавшись на кладбище, спектакль так и остается на нем до финала: все действие происходит поверх свежей, рыхлой черной земли. Смерть повсюду, все разрушено и обесценено, перевернуто с ног на голову. Остается лишь наслаждаться тотальным распадом. Поэтому все, что делает в этом «Гамлете» заглавный герой (его играет лучший немецкий актер своего поколения Ларс Айдингер), суть сплошное притворство. Это игра без конца и края, рожденная не жаждой мести и даже не страстью к лицедейству, а голым отчаянием, невозможностью быть самим собой. Вернее, незнанием того, каким именно нужно и можно быть человеку. Мир остермайеровского «Гамлета» не просто вывихнут, он безнадежно разбит на осколки и навсегда лишен опор. В нем не только люди раздваиваются — пятеро из шести занятых в спектакле актеров играют по две роли,— в нем сама реальность оказывается неотличима от кошмарных кладбищенских наваждений.
Есть, однако, в «Гамлете» и нечто обнадеживающее, хотя и не относящееся к трактовке Шекспира, а именно само качество театрального произведения. Спектакль Томаса Остермайера будет открывать пятый фестиваль-школу современного искусства «Территория», который был придуман, в сущности, для того, чтобы показать молодым зрителям необходимость постоянного пересмотра любых сколько-нибудь устоявшихся правил «хорошего поведения» в творчестве. Вплоть до того, что и актер в сегодняшнем театре иногда необязателен — можно создавать спектакли с обычными людьми, «играющими» самих себя (как в «Капитале» группы «Римини протокол»), или с детьми иммигрантов из неблагополучных районов (как в «Аде на земле» хореографа Констанцы Макрас). «Гамлет» Остермайера в этом смысле вдохновляюще традиционен — он доказывает, что театр, в котором хорошую пьесу под руководством хорошего режиссера играют хорошие актеры, пока еще рано списывать со счетов.