Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
08.09.2010
Три громких премьеры по Шекспиру: Англия наступает

Театральный сезон начался: на этой неделе нас ждут целых три громких премьеры по Шекспиру.


«Мера за меру»

Сцена из спектакля «Гамлет»

Сцена из спектакля «Гамлет»


8, 15, 28 сентября, Театр им. Евг. Вахтангова, ул. Арбат, 26, (499) 241 1693

Шекспироведы давно спорят, к какому жанру отнести эту пьесу: начинается все трагически, но в финале автор, словно передумав, «пришивает» хеппи-энд. Неудивительно, что этот странный гибрид мало ставили и при жизни Шекспира, и в наши дни. Но Юрий Бутусов не ищет легких путей. На счету этого режиссера «Гамлет» в МХТ, где бывшие «менты» Пореченков (Полоний), Хабенский (Клавдий) и Трухин (Гамлет) разыгрывают историю дворовых пацанов, одного из которых судьба сделала благородным принцем, другого — подлым убийцей, а третьего — «шестеркой», пытающейся угодить обоим. Столь же неожиданным вышел «Король Лир» в « Сатириконе». Главный герой в исполнении Константина Райкина затеял сыр-бор с передачей власти лишь затем, чтобы проверить, выдержат ли дочери искушение. Зритель сперва хохочет до упаду, а потом, поняв истинный смысл происходящего, леденеет от ужаса.

Так что полутрагедия-полуфарс «Мера за меру» создана как будто специально для Бутусова. Речь в пьесе идет о справедливом герцоге и его порочном наместнике. Бутусов придумал необычный ход: обе роли играет один актер — Сергей Епишев. То есть спектакль будет историей о борьбе человека с самим собой.

Музыку пишет Фаустас Латенас, знаменитый соавтор Някрошюса и Туминаса. Это значит, что само сценическое пространство уподобится живому существу, которое издает инфернальные звуки и словно подсмеивается над людьми. Этих людей — или даже пародии на них — сыграет молодежь вахтанговского: Леонид Бичевин, Евгения Крегжде, Олег Лопухов.

В общем, если хотите знать, что такое умный, злой и очень современный Шекспир, вам сюда.

 


Сцена из спектакля «Укрощение строптивой»

Сцена из спектакля «Укрощение строптивой»

 

«Укрощение строптивой»
11, 12 cентября, Театр им. Моссовета, Б. Садовая ул., 16, (495) 662 5352

Фестиваль «Золотая маска» устраивает гастроли питерской Александринки, в программе которых премьера «Строптивой» в постановке Оскараса Коршуноваса. Для
нас этот литовский режиссер давно стал своим — почти каждый его спектакль оказывался хитом московского фестиваля NET. В начале 2000-х Коршуновас одним из первых познакомил нас с новой драмой, показав в Москве свой спектакль «Огнеликий» — в нем подросток убивал маму с папой, а потом поливал дом бензином и подносил спичку. С классикой Коршуновас обходится столь же радикально. Москва помнит его «Ромео и Джульетту», действие которых происходило на коммунальной кухне, где стряпали две враждующих семьи — Монтекки и Капулетти. Или разыгранного в интерьере гримерки «Гамлета», где современный лохматый парень вглядывался в зеркало, до хрипоты вопрошая «Кто ты?» то ли у Призрака, то ли у самого себя.

Подробности нового спектакля пока хранятся в тайне. Известно только, что Коршуновас снова использует прием театра в театре и переносит действие в наши дни.

 


 

«Гамлет»
В рамках открытия сезона в Театре Наций и фестиваля «Территория».
12, 13 сентября,  «Театриум на Серпуховке», Павловская ул., 6 , (495) 629 3739


Томас Остермайер вот уже почти 10 лет руководит берлинским театром «Шаубюне». На этом посту он сменил самого Петера Штайна, но публики за время «правления» Остермайера в театре нисколько не убавилось. Наоборот — ажиотаж только растет.

Своего «Гамлета» Остермайер поставил в 2008-м, спектакль стал сенсацией Авиньонского фестиваля, а уж там зрители — искушеннее некуда. Пьесу Шекспира для этой постановки заново перевел драматург Мариус фон Майенбург — один из самых радикальных авторов новой драмы. Так что все конфликты между Гамлетом, Клавдием и Гертрудой максимально обострены и узнаваемы. Начинается же спектакль ошеломляющей сценой похорон Гамлета-старшего, которой у Шекспира нет вовсе: под проливным дождем, скользя по усыпанной настоящей землей сцене, придворные провожают в последний путь покойного короля. Моложавую вдову в черных очках поддерживает Клавдий, напоминающий успешного бизнесмена. Гамлет-младший (потрясающий Ларс Айдингер) поднимает воротник и отказывается укрываться под зонтом. И тут гроб выскальзывает из рук могильщика, почти падая на зрителей. Его ловят, переворачивают крышкой вниз и, скомкав весь ритуал, спешно бросают в яму... «Мне бы хотелось, чтобы на нашем спектакле публика встретилась со смертью», — говорит Томас Остермайер. Что ж, ему удалось.
 
Алла Шендерова

Опубликовано в журнале «Ваш досуг» № 35 (8–19 сентября 2010 года)

Источник: Vashdosug.ru

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2022
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2022 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.