Новости
13.09.2010
Комедия тоски
«Меру за меру» Шекспира в Театре имени Евг. Вахтангова поставил Юрий Бутусов

Жанр спектакля Бутусова — тоска, если выражаться без профессиональной терминологии. Многим, да и мне тоже, он показался затянутым (три с лишним часа), но что же делать, если он о тоске неизбывной. Какая у нее длительность? Она надолго поселяется в тебе уже после закрытия занавеса, и меня вот уже несколько дней не покидает. Это чувство называется послевкусием. И может быть, оно на сей раз сильнее непосредственного впечатления. Почему-то на память приходят слова моего театрального учителя. Если ты жаловался ему: «Скучноватый спектакль...», он немедленно парировал: «А что там могло быть веселого?»
И действительно, что веселого в рассказанной нам истории? Сюжет закручен вокруг Клавдио (Владимир Бельдиян) и Джульетты (Мария Бердинских), согрешивших вне брака. Она на сносях, а он должен быть казнен по местным, венским законам. За помилование Анджело требует честь Изабеллы (Евгения Крегжде) — сестры Клавдио. Все нити интриги в руках Герцога, якобы ведущего героев к счастливой развязке, но в финале потребовавшего той же платы. Веселого и впрямь мало. Но какое нам дело до их проблем? Нам, для которых невинность сомнительная добродетель, а уж тем более нежелание ее ценой спасти жизнь брата. Что ж, эти ценности придется принять как дань театральной условности, другое дело — вершители правосудия и... Назовем их народ, или обыватели, все те, кто втянут в историю или наблюдает за ней то равнодушно, то сочувственно. Для всех очевидна неправедность происходящего, никто не заблуждается, где добро, где зло, где чистота, а где разврат, где лицемерие в личине ханжества. Где судят те, кто в сто раз хуже подсудимых. Где развратник становится палачом. Где истинный властитель неотличим от наместника. И что? А ничего. В переводе Осия Сороки ответ звучит так: «Когда мы забываем честь и чин, все — клин, куда ни кинь». Оттого мизансцены все повторяются по кругу, оттого, сколько ни выметай здесь мусор, образующийся из сотни пустых пластиковых бутылок с налипшими на них конфетти, они снова и снова заполняют пространство сцены. От праздника жизни, оказывается, остается очень много грязи.
Источник: «Итоги» №37 / 744 (13.09.10)