Новости
13.09.2010
«Гамлет» Остермайера на московской «Территории»
Организаторы фестиваля «Территория» то ли в шутку, то ли всерьез называют свой смотр «взрывом мозга». Ведь его программа действительно объединяет самые «взрывоопасные» эксперименты современных европейских режиссеров. Тема нынешнего смотра — «Москва-Берлин». Закономерно, что открывается этот театральный смотр «Гамлетом» в постановке Томаса Остермайера. Немецкий режиссер убежден, что «театр — это место, где публика встречается со смертью». Рассказывают «Новости культуры».
Один из самых мощных театральных провокаторов, немец Томас Остермайер, по его собственному признанию, решил «дать пинка театральному “Гамлету”» и блестяще сделал это на Авиньонском фестивале. Шесть актеров, четыре тонны земли, свежевырытые могилы, и все действие разворачивается на кладбище. Теперь принц Датский, с его вечным «быть или не быть», оказался на московской «Территории».
С немецкой педантичностью рабочие готовят погост. Сцены похорон старого короля нет у Шекспира, но есть у Остермайера. Он не особенно церемонился с классическим «Гамлетом», сделал спектакль жестко, без сантиментов.
«Когда я смотрел другие постановки, то у меня было ощущение, что режиссер переносит сам себя на сцену и любуется собой. Стоит такой идеальный перед зрителями. Но я знаю, что наш мир не настолько хорош, чтобы его показать через прекрасного Гамлета, одиноко стоящего на сцене», — поясняет режиссер.
В грязи, под дождем, могильщик сражается с гробом, а тот никак не уходит в могилу. Увидев такое на Авиньонском фестивале, Роман Должанский не удержался и задал Томасу Остермайеру мучивший его вопрос. «Я спросил его, откуда он знает про похороны Брежнева. Первая часть — это похороны короля, заканчивается эпоха», — замечает театральный критик.
Томас Остермайер |
С немецкой педантичностью рабочие готовят погост. Сцены похорон старого короля нет у Шекспира, но есть у Остермайера. Он не особенно церемонился с классическим «Гамлетом», сделал спектакль жестко, без сантиментов.
«Когда я смотрел другие постановки, то у меня было ощущение, что режиссер переносит сам себя на сцену и любуется собой. Стоит такой идеальный перед зрителями. Но я знаю, что наш мир не настолько хорош, чтобы его показать через прекрасного Гамлета, одиноко стоящего на сцене», — поясняет режиссер.
В грязи, под дождем, могильщик сражается с гробом, а тот никак не уходит в могилу. Увидев такое на Авиньонском фестивале, Роман Должанский не удержался и задал Томасу Остермайеру мучивший его вопрос. «Я спросил его, откуда он знает про похороны Брежнева. Первая часть — это похороны короля, заканчивается эпоха», — замечает театральный критик.
Монолог Гамлета, с классическим «быть или не быть» вначале хотели выбросить. Но не поднялась рука. И теперь актер Ларс Айдингер произносит его целых три раза. На пресс-конференции он обратил внимание на эту тему: «“Быть или не быть” — самый главный конфликт в мире. Это коллизия: что значит состояться и быть, и что значит не быть? Многие ходят на спектакль ради этого пресловутого "to be or not to be". Я вижу этих людей в зале, как они говорят: “Сейчас он это опять скажет”».
Сам Ларс Айдингер не только актер, но и диджей. Современный, мобильный, вовсе не оторванный от жизни. Поэтому его Гамлет не театральный персонаж, а обычный человек. Он не стал смотреть пленки своих знаменитых предшественников и делал своего Гамлета с чистого листа. Он прошел со своим героем через надежду и отчаяние. На разрыв прожил эти два с половиной часа. Так и не примирился с самим собой, с обманом матери, предательством дяди, обществом двойных стандартов.
«Меня интересует, как и четыреста лет назад, кто сейчас король. Конфликт заключается в том, что каждый хочет быть королем. Что делает человека королем, и как строятся отношения людей, которые хотят быть королями?» — говорит Ларс Айдингер.
Евгений Миронов тоже был Гамлетом — играл в постановке Питера Штайна. Теперь он ищет различия между своим героем и Гамлетом Ларса Айдингера.
«Время, как говорил Томас, действительно диктует своего Гамлета. У нас был последний романтик. Это значит, уже не белая рубашка и не блестящий саксофон. Все гораздо грязнее», — подчеркивает художественный руководитель Театра Наций.
«Я вас любил, любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем...» — эти стихи Юдит Росмэр знает наизусть. Десять лет назад на гастролях в Москве влюбленный в ее Гретхэн поклонник читал Пушкина. Теперь она Гертруда и Офелия.
«Конечно, они разные. Офелия живет сердцем и чувствами, Гертруда — властью. Она эмансипированная и сексуальная женщина. Возможно, чем-то похожа на Карлу Бруни. Не случайно я пою ее песню. Вопрос в том, насколько свободны такие женщины, имеющие власть. Могут ли они выйти из этой роли, или они скованы властью сильнее, чем оковами», — поясняет актриса.
За обман Гертруды Офелия заплатит собственной жизнью. Свадебный пир на погосте. В новом замужестве Гертруда принесет в жертву любовь к сыну.
«Гамлета» Остермайера принимают не все и не везде. Но режиссера это, похоже, мало волнует. Вслед за Шекспиром он предпочитает задавать вопросы, а не давать на них готовые ответы.
Все материалы о фестивале>>>
Сам Ларс Айдингер не только актер, но и диджей. Современный, мобильный, вовсе не оторванный от жизни. Поэтому его Гамлет не театральный персонаж, а обычный человек. Он не стал смотреть пленки своих знаменитых предшественников и делал своего Гамлета с чистого листа. Он прошел со своим героем через надежду и отчаяние. На разрыв прожил эти два с половиной часа. Так и не примирился с самим собой, с обманом матери, предательством дяди, обществом двойных стандартов.
«Меня интересует, как и четыреста лет назад, кто сейчас король. Конфликт заключается в том, что каждый хочет быть королем. Что делает человека королем, и как строятся отношения людей, которые хотят быть королями?» — говорит Ларс Айдингер.
Евгений Миронов тоже был Гамлетом — играл в постановке Питера Штайна. Теперь он ищет различия между своим героем и Гамлетом Ларса Айдингера.
«Время, как говорил Томас, действительно диктует своего Гамлета. У нас был последний романтик. Это значит, уже не белая рубашка и не блестящий саксофон. Все гораздо грязнее», — подчеркивает художественный руководитель Театра Наций.
«Я вас любил, любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем...» — эти стихи Юдит Росмэр знает наизусть. Десять лет назад на гастролях в Москве влюбленный в ее Гретхэн поклонник читал Пушкина. Теперь она Гертруда и Офелия.
«Конечно, они разные. Офелия живет сердцем и чувствами, Гертруда — властью. Она эмансипированная и сексуальная женщина. Возможно, чем-то похожа на Карлу Бруни. Не случайно я пою ее песню. Вопрос в том, насколько свободны такие женщины, имеющие власть. Могут ли они выйти из этой роли, или они скованы властью сильнее, чем оковами», — поясняет актриса.
За обман Гертруды Офелия заплатит собственной жизнью. Свадебный пир на погосте. В новом замужестве Гертруда принесет в жертву любовь к сыну.
«Гамлета» Остермайера принимают не все и не везде. Но режиссера это, похоже, мало волнует. Вслед за Шекспиром он предпочитает задавать вопросы, а не давать на них готовые ответы.
Все материалы о фестивале>>>
Источник: Культура