Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
13.09.2010
«Гамлет» Остермайера на московской «Территории»
Организаторы фестиваля «Территория» то ли в шутку, то ли всерьез называют свой смотр «взрывом мозга». Ведь его программа действительно объединяет самые «взрывоопасные» эксперименты современных европейских режиссеров. Тема нынешнего смотра — «Москва-Берлин». Закономерно, что открывается этот театральный смотр «Гамлетом» в постановке Томаса Остермайера. Немецкий режиссер убежден, что «театр — это место, где публика встречается со смертью». Рассказывают «Новости культуры».

Томас Остермайер

Томас Остермайер

Один из самых мощных театральных провокаторов, немец Томас Остермайер, по его собственному признанию, решил «дать пинка театральному “Гамлету”» и блестяще сделал это на Авиньонском фестивале. Шесть актеров, четыре тонны земли, свежевырытые могилы, и все действие разворачивается на кладбище. Теперь принц Датский, с его вечным «быть или не быть», оказался на московской «Территории».

С немецкой педантичностью рабочие готовят погост. Сцены похорон старого короля нет у Шекспира, но есть у Остермайера. Он не особенно церемонился с классическим «Гамлетом», сделал спектакль жестко, без сантиментов.

«Когда я смотрел другие постановки, то у меня было ощущение, что режиссер переносит сам себя на сцену и любуется собой. Стоит такой идеальный перед зрителями. Но я знаю, что наш мир не настолько хорош, чтобы его показать через прекрасного Гамлета, одиноко стоящего на сцене», — поясняет режиссер.

В грязи, под дождем, могильщик сражается с гробом, а тот никак не уходит в могилу. Увидев такое на Авиньонском фестивале, Роман Должанский не удержался и задал Томасу Остермайеру мучивший его вопрос. «Я спросил его, откуда он знает про похороны Брежнева. Первая часть — это похороны короля, заканчивается эпоха», — замечает театральный критик.

Монолог Гамлета, с классическим «быть или не быть» вначале хотели выбросить. Но не поднялась рука. И теперь актер Ларс Айдингер произносит его целых три раза. На пресс-конференции он обратил внимание на эту тему: «“Быть или не быть” — самый главный конфликт в мире. Это коллизия: что значит состояться и быть, и что значит не быть? Многие ходят на спектакль ради этого пресловутого "to be or not to be". Я вижу этих людей в зале, как они говорят: “Сейчас он это опять скажет”». 

Сам Ларс Айдингер не только актер, но и диджей. Современный, мобильный, вовсе не оторванный от жизни. Поэтому его Гамлет не театральный персонаж, а обычный человек. Он не стал смотреть пленки своих знаменитых предшественников и делал своего Гамлета с чистого листа. Он прошел со своим героем через надежду и отчаяние. На разрыв прожил эти два с половиной часа. Так и не примирился с самим собой, с обманом матери, предательством дяди, обществом двойных стандартов.

«Меня интересует, как и четыреста лет назад, кто сейчас король. Конфликт заключается в том, что каждый хочет быть королем. Что делает человека королем, и как строятся отношения людей, которые хотят быть королями?» — говорит Ларс Айдингер.

Евгений Миронов тоже был Гамлетом — играл в постановке Питера Штайна. Теперь он ищет различия между своим героем и Гамлетом Ларса Айдингера.

«Время, как говорил Томас, действительно диктует своего Гамлета. У нас был последний романтик. Это значит, уже не белая рубашка и не блестящий саксофон. Все гораздо грязнее», — подчеркивает художественный руководитель Театра Наций.

«Я вас любил, любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем...» — эти стихи Юдит Росмэр знает наизусть. Десять лет назад на гастролях в Москве влюбленный в ее Гретхэн поклонник читал Пушкина. Теперь она Гертруда и Офелия.

«Конечно, они разные. Офелия живет сердцем и чувствами, Гертруда — властью. Она эмансипированная и сексуальная женщина. Возможно, чем-то похожа на Карлу Бруни. Не случайно я пою ее песню. Вопрос в том, насколько свободны такие женщины, имеющие власть. Могут ли они выйти из этой роли, или они скованы властью сильнее, чем оковами», — поясняет актриса.

За обман Гертруды Офелия заплатит собственной жизнью. Свадебный пир на погосте. В новом замужестве Гертруда принесет в жертву любовь к сыну.

«Гамлета» Остермайера принимают не все и не везде. Но режиссера это, похоже, мало волнует. Вслед за Шекспиром он предпочитает задавать вопросы, а не давать на них готовые ответы.



Все материалы о фестивале>>>
 
Источник: Культура

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.